Статья|Архитектура и строительство

Виды пространства и формы их организации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 9

Виды пространства и формы их организации

Список литературы

Изучение видов пространства связано с выявлением основных форм организации как внутреннего, жилого, так и внешнего, публичного, пространств. Понимание архитектурного пространства связано с переходом от пространства как пустоты, предназначенного для заполнения пространства-места, к пространству-переходу, пространству-потоку и к пространству сетей или коммуникативных связей.

Ключевые слова: пространство, формы, архитектура, дизайн, интерьер.

Понимание и организация пространства менялись со сменой периодов истории и в полной зависимости от культуры. Изучение параметров пространства позволяет понять, как и почему люди организуют свою жизнь тем или иным способом. Целью данной статьи является анализ особенностей понимания форм и организации пространства, и выявление взаимосвязей и способов построения внутреннего и внешнего пространства с помощью изучения ретроспективы.

Традиционно восприятие и организация пространства начинались с осознания человеком оппозиции своего и чужого, т.е. места, занимаемого им и другими. В связи с этим отчет пространства начинался от самого субъекта как его центра и уходил вдаль, таким образом, формировалось направление: от себя-вдаль. Единственным мерилом пространства тогда был человек, и оно изначально было центричным: человек видел то, что находилось вокруг него, отсюда можно установить зависимость между восприятием и формой первых построек - они были круглой формы. По мере продвижения вдаль круглая форма сменяется квадратной, а затем прямоугольной – более удобной для организации обозревания окружения и проживания. 

Первыми формами осознания стало противопоставление своего и чужого, нашедшего свое воплощение в противопоставлении внешнего и внутреннего пространств [2. С. 65-66].

Вплоть до эпохи средних веков основным направлением развития и освоения пространства является горизонталь, уходящая вдаль, и равнодушие к проработке внутреннего пространства как жилых, так и храмовых построек. А причина пристального внимания человека к разработке внешнего пространства кроется в стремлении к освоению внешнего, чужого, враждебного пространства, желании сделать его своим, дружественным.

В Средневековье происходит смена акцента с горизонтали на вертикаль, что находит подтверждение в строительстве зданий ратушей, высоких соборов, замков, колоколен; пространство приобретает упорядоченный и строго иерархизированный порядок. Фиксация вертикальной направленности пространства – возникновение готики стало началом складывания представлений о едином, единонаправленно организованном пространстве. И в связи с тем, что устремления человека того времени были связаны с движением вверх, то на земле и во внутренних пространствах большое внимание в этот период уделяется тому, что называется «пространством места», статике, и выделяют : места священные и места профанные, места защищенные и, наоборот, открытые и беззащитные, места городские и места сельские- формируется «пространство локализации» [4. С. 92].

В Эпоху Возрождения пространство становится соизмеримо с человеком, организуется согласно мировосприятию, происходит возврат к горизонтальной доминанте в организации пространства, как способ перспективного видения изобретается  линейная перспектива, «...начинает формироваться личное пространство в рамках выделения индивидуальных пространств членов семьи, и массовое пространство, которое из-под купола собора теперь переносится на городскую площадь» [5. С. 40].

Самые большие, открытые пространства становятся местом активной публичной жизни, в рамках которого начинают складываться массовые формы взаимодействия больших людских групп и правила поведения в местах большого скопления людей, пространство заставляет формировать нормы и правила социального поведения. В XIX в. и первой половине XX в. можно наблюдать тенденцию возврата к вертикали (связано  расцветом государств-империй) и привело к увеличению количества мемориалов и высотных зданий, выражающих идею величия страны и нации. [6. С. 65].

Пространство Нового времени и формы его организации строятся по осевому принципу, все пространство обозревается с одного ракурса и благодаря этому воспринимается единым и однородным. Внутреннее пространство помещений, которое становится более специализированным, ориентированным на выполнение определенных функций. Тенденция обособления частной жизни от общественной ведёт к сложному структурированию жилых помещений по типу (парадные, личные и т.п.).[7. С. 70]

Интерьер организуется согласно делению пространства на зоны и места сообразно своим функциям, но кроме функциональной специализации внутренних помещений дома, происходит и разграничение, обособление личного пространства каждого из членов семьи. [8. С. 106].

Одна из причин выделения личного пространства можно назвать возникновение центрального отопления и освещения. Также в интерьерах жилых домов возникают тенденции «цитирования» стилей предыдущих эпох, что диктовалось сохраняющимися в обществе устойчивыми ассоциациями между стилем и предназначением того или иного пространства: «Французский стиль XVIII в. означал аристократический вкус и огромное состояние, а готика - любовь к меланхолии, древность рода, почетность» [9. С. 85].

Больше всего стремление к удобству и богатому разнообразию в убранстве внутреннего пространства проявилось в архитектуре особняков и загородных вилл. Так в архитектурном пространстве появилась эклектика, следствием которой стало исчезновение внутреннего деления на главное и второстепенное пространство, на парадную и жилую зоны. Основными качествами композиционного оформления становятся, по мнению Е.И. Кириченко, равномерность и равнозначность «зданий в ансамбле, комнат в интерьере, стилеобразующих форм.» [2. С. 56].

  1. Искусство ансамбля : Художественный предмет - интерьер - архитектура - среда. М. : Изобразительное искусство, 1988. 464 с.
  2. Тихомирова Е.Е., Чжао Цзиннань. Когда жилище становится домом: универсальные культурные смыслы китайской традиции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. Т. 7, № 3. С. 98-103.
  3. 3        Фуко М. Интеллектуалы и власть : Избранные политические статьи, выступления и интервью. М. : Праксис, 2006. Ч. 3. 320 с.
  4. Чапля Т.В. История архитектуры в зеркале истории коммуникативного пространства // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 415. С. 136-143. DOI: 10.17223/15617793/415/19
  5. Видеркер В.В. Неомифологический текст в культуре символизма // Философия образования. 2011. № 5 (38). С. 260-268.
  6. Ефремова О.В. Теоретические концепции освоения пространства и особенности формирования художественной пространственной организации современного жилого интерьера // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2 (21). С. 468-472.
  7. Фландерс Дж. Сотворение дома. М. : Центрполиграф, 2016. 336 с.
  8. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990. 245 с.
  9. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М. : Искусство, 1978. 400 с.
  10. Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени. СПб. : Коло, 2009. 656 с.
  11. Николаева Е.В. Фракталы городской культуры. М. : Страта, 2014. 347 с.
  12. Бодрийяр Ж. Система вещей. М. : РУДОМИНО, 1995. 174 с.
  13. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М. : Стройиздат, 2004. 192 с.
  14. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. М. : Стройиздат, 1977. 126 с.
  15. Заборова Е.Н. Феномен города с точки зрения теории социального пространства // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 2 (57). С. 188-195.
  16. Ситар С. Архитектура внешнего мира : Искусство проектирования и становления европейских физических представлений. М.: Новое из-во, 2013. 272 с.
  17. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М. : Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
  18. Неботова Е.С. Формирование эстетических принципов архитектуры постмодернизма // Вестник МГУКИ. 2014. № 4 (61). С. 222-225.
  19. ЛефеврА. Производство пространства. М. : StrelkaPress, 2015. 432 с.
  20. Харламов А.В. Социальное отчуждение в информационном взаимодействии : автореф. дис. ... филос. наук. Кемерово : КемГУКИ, 2007. 20 с.
  21. Зигель К. Структура и форма в современной архитектуре. М. : Стройиздат, 1965. 267 с.
  22. Шилин В.В. Архитектура и психология. Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. 66 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Статья Архитектура и строительство
2017 год 9 стр.
Статья Проектно-изыскательские работы собственными силами «Общества»
qwertqaz
Статья Архитектура и строительство
2018 год 7 стр.
Статья Повышение морозостойкости бетона и добавки пластификатор
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское