Виды пространства и формы их организации
Список литературы
Статья|Архитектура и строительство
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 9
Виды пространства и формы их организации
Список литературы
Изучение видов пространства связано с выявлением основных форм организации как внутреннего, жилого, так и внешнего, публичного, пространств. Понимание архитектурного пространства связано с переходом от пространства как пустоты, предназначенного для заполнения пространства-места, к пространству-переходу, пространству-потоку и к пространству сетей или коммуникативных связей.
Ключевые слова: пространство, формы, архитектура, дизайн, интерьер.
Понимание и организация пространства менялись со сменой периодов истории и в полной зависимости от культуры. Изучение параметров пространства позволяет понять, как и почему люди организуют свою жизнь тем или иным способом. Целью данной статьи является анализ особенностей понимания форм и организации пространства, и выявление взаимосвязей и способов построения внутреннего и внешнего пространства с помощью изучения ретроспективы.
Традиционно восприятие и организация пространства начинались с осознания человеком оппозиции своего и чужого, т.е. места, занимаемого им и другими. В связи с этим отчет пространства начинался от самого субъекта как его центра и уходил вдаль, таким образом, формировалось направление: от себя-вдаль. Единственным мерилом пространства тогда был человек, и оно изначально было центричным: человек видел то, что находилось вокруг него, отсюда можно установить зависимость между восприятием и формой первых построек - они были круглой формы. По мере продвижения вдаль круглая форма сменяется квадратной, а затем прямоугольной – более удобной для организации обозревания окружения и проживания.
Первыми формами осознания стало противопоставление своего и чужого, нашедшего свое воплощение в противопоставлении внешнего и внутреннего пространств [2. С. 65-66].
Вплоть до эпохи средних веков основным направлением развития и освоения пространства является горизонталь, уходящая вдаль, и равнодушие к проработке внутреннего пространства как жилых, так и храмовых построек. А причина пристального внимания человека к разработке внешнего пространства кроется в стремлении к освоению внешнего, чужого, враждебного пространства, желании сделать его своим, дружественным.
В Средневековье происходит смена акцента с горизонтали на вертикаль, что находит подтверждение в строительстве зданий ратушей, высоких соборов, замков, колоколен; пространство приобретает упорядоченный и строго иерархизированный порядок. Фиксация вертикальной направленности пространства – возникновение готики стало началом складывания представлений о едином, единонаправленно организованном пространстве. И в связи с тем, что устремления человека того времени были связаны с движением вверх, то на земле и во внутренних пространствах большое внимание в этот период уделяется тому, что называется «пространством места», статике, и выделяют : места священные и места профанные, места защищенные и, наоборот, открытые и беззащитные, места городские и места сельские- формируется «пространство локализации» [4. С. 92].
В Эпоху Возрождения пространство становится соизмеримо с человеком, организуется согласно мировосприятию, происходит возврат к горизонтальной доминанте в организации пространства, как способ перспективного видения изобретается линейная перспектива, «...начинает формироваться личное пространство в рамках выделения индивидуальных пространств членов семьи, и массовое пространство, которое из-под купола собора теперь переносится на городскую площадь» [5. С. 40].
Самые большие, открытые пространства становятся местом активной публичной жизни, в рамках которого начинают складываться массовые формы взаимодействия больших людских групп и правила поведения в местах большого скопления людей, пространство заставляет формировать нормы и правила социального поведения. В XIX в. и первой половине XX в. можно наблюдать тенденцию возврата к вертикали (связано расцветом государств-империй) и привело к увеличению количества мемориалов и высотных зданий, выражающих идею величия страны и нации. [6. С. 65].
Пространство Нового времени и формы его организации строятся по осевому принципу, все пространство обозревается с одного ракурса и благодаря этому воспринимается единым и однородным. Внутреннее пространство помещений, которое становится более специализированным, ориентированным на выполнение определенных функций. Тенденция обособления частной жизни от общественной ведёт к сложному структурированию жилых помещений по типу (парадные, личные и т.п.).[7. С. 70]
Интерьер организуется согласно делению пространства на зоны и места сообразно своим функциям, но кроме функциональной специализации внутренних помещений дома, происходит и разграничение, обособление личного пространства каждого из членов семьи. [8. С. 106].
Одна из причин выделения личного пространства можно назвать возникновение центрального отопления и освещения. Также в интерьерах жилых домов возникают тенденции «цитирования» стилей предыдущих эпох, что диктовалось сохраняющимися в обществе устойчивыми ассоциациями между стилем и предназначением того или иного пространства: «Французский стиль XVIII в. означал аристократический вкус и огромное состояние, а готика - любовь к меланхолии, древность рода, почетность» [9. С. 85].
Больше всего стремление к удобству и богатому разнообразию в убранстве внутреннего пространства проявилось в архитектуре особняков и загородных вилл. Так в архитектурном пространстве появилась эклектика, следствием которой стало исчезновение внутреннего деления на главное и второстепенное пространство, на парадную и жилую зоны. Основными качествами композиционного оформления становятся, по мнению Е.И. Кириченко, равномерность и равнозначность «зданий в ансамбле, комнат в интерьере, стилеобразующих форм.» [2. С. 56].
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!