Курсовая работа|Финансы и кредит

Современная проблематика развития государственного финансового контроля

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 61

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственного финансового контроля

1.1. Содержание государственного финансового контроля

1.2. Организационно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации

1.3. Роль финансового контроля в системе управления государственными финансами

Глава 2. Анализ проблем государственного финансового контроля на современном этапе

2.1. Актуальные проблемы государственного финансового контроля в России

2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля

Глава 3. Развитие государственного финансового контроля в Российской Федерации

3.1. Особенности этапов развития государственного финансового контроля в РФ

3.2. Перспективы финансового контроля в условиях трансформации системы управления государственными финансами

Заключение

Список использованных источников и литературы

Актуальность темы исследования предопределена тем, что залогом результативности проведения экономических реформ является контроль над законностью, целесообразностью и эффективностью формирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов с целью удовлетворения потребностей общества. Несмотря на то, что система государственного финансового контроля в России функционирует уже достаточно длительное время, ее дальнейшее развитие и реформирование остаются актуальными, поскольку лишь за последние годы количество бюджетных правонарушений, случаи нецелевого и неэффективного использования государственных средств существенно выросли. Независимый и непредвзятый подход к целевому характеру и эффективности расходования государственных средств призвана сформировать такая составляющая системы ГФК, как внешний независимый финансовый контроль, в пределах которого выделяют целевой контроль, контроль законности и государственный аудит эффективности.

Фундаментальные принципы формирования системы государственного и внешнего финансового контроля заложены в научных трудах таких известных отечественных и зарубежных исследователей, как: А. Аренс,         В. В. Бурцев, Т. А. Васильева, В. М. Родионова, В. А. Жуков, Т. Дж. Лоуверс, Дж. С. Робертсон, С. М. Рябухин, А. М. Саунин, Н. В. Синюгина,                   С. В. Степашин и др.

Таким образом, актуальность и практическая значимость данного круга проблем обусловили выбор темы исследования, его цели и задачи.

Цель исследования – современная проблематика развития государственного финансового контроля.

Для достижения цели в курсовой работе решались следующие задачи:

  1. Определено содержание государственного финансового контроля.
  2. Рассмотрены организационно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации.
  3. Обозначена роль финансового контроля в системе управления государственными финансами.
  4. Исследованы актуальные проблемы государственного финансового контроля в России.
  5. Проведена оценка эффективности государственного финансового контроля
  6. Изложены особенности этапов развития государственного финансового контроля в РФ.
  7. Обоснованы перспективы финансового контроля в условиях трансформации системы управления государственными финансами.

Объектом исследования является система государственного финансового контроля.

Предмет исследования – становление и развитие системы государственного финансового контроля.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют наработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам становления и развития систем государственного финансового контроля.

Использованы такие методы научного исследования: системно-аналитический, диалектический, компаративный, структурно-функциональный, методы единства исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Информационной базой работы стали: нормативно-правовые документы INTOSAI и Европейского Союза; Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, акты высших органов государственного управления, в частности уполномоченных для осуществления государственного финансового контроля.

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственного финансового контроля

 1.1. Содержание государственного финансового контроля

Сегодня мировая практика свидетельствует о том, что эффективный государственный финансовый контроль – это важнейшее условие существования сильного государства и важный фактор государственного строительства. Поэтому закономерно, что процессы укрепления государственности, происходящие в последние годы, объективно связаны с необходимостью повышения роли в этом контексте всех видов финансового контроля, особенно государственного.

Контроль является неотъемлемой частью надстройки общества и обязательным условием для успешного функционирования финансовой системы страны. Опыт зарубежных стран позволяет утверждать, что наличие целостной, эффективной системы государственного финансового контроля является важнейшим условием существования демократического государства[1].

ДФК призван обеспечивать законность и целевую направленность использования государственных финансовых ресурсов; обнаруживать причины нарушений финансовой дисциплины и предотвращать возникновение подобных ситуаций в будущем; требовать возвращения незаконно использованных средств государственного бюджета. Однако на сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, когда особое значение приобретает становление гражданского общества, а именно эффективная деятельность государства в интересах его граждан, перед государственным финансовым контролем ставятся и другие, не менее важные, задачи, позволяющие дать объективную оценку экономической ситуации, сложившейся в стране, а именно:

- определение эффективности использования государственных финансовых ресурсов;

  • установление законности, целесообразности и экономичности использования государственных финансовых ресурсов на всех этапах;
  • выявление скрытых резервов страны;
  • формирование достоверной и полной информации о государственных финансовых потоках, финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов и органов государственной власти.

С точки зрения функционального подхода система ДФК является многоуровневой системой управления, обеспечивающей, во-первых, проверку законности и целесообразности формирования, распределения и использования денежных ресурсов с целью обеспечения эффективного функционирования финансовой системы, во-вторых, отслеживание обоснованности и эффективности управленческих решений с целью предупреждения отклонения результатов от нормы и заданных параметров и своевременной выработки мероприятий, направленных на улучшение функционирования экономики в целом, в-третьих, обязательное устранение выявленных нарушений и недопущение их повторения. В. В. Бурцев выделяет необходимые элементы системы ДФК, а именно: организационные структуры (включая их звенья – центры ответственности, статус и порядок взаимосвязей между ними); методологическую основу (определение понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ДФК и тому подобное); нормативно-правовую базу, методическое обеспечение; научно-исследовательскую и учебную базы; кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение; информационно-коммуникационную инфраструктуру (информационное обеспечение, систему коммуникаций). К системе ДФК также относят его миссию (цель или главную задачу), а также совокупность принципов, форм, видов, методов, элементов и характера организации, то есть функционально существенные качества государственного финансового контроля. По мнению многолетнего председателя Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашина система ДФК в целом состоит из следующих элементов: субъект контроля (кто контролирует); объект контроля (кого контролируют); предмет контроля (что контролируют); принципы контроля; метод контроля; механизм контроля; система контроля[2].

Вообще, учеными выделяется больше принципов ДФК, в частности: профессионализм, экономичность, полнота, гибкость, плановость, непрерывность, научность, полнота охвата объектов, независимость, результативность, объективность и т. п.

Принцип независимости является основным принципом системы внешнего независимого финансового контроля. Независимость органов внешнего финансового контроля должна гарантироваться Конституцией, соответствующими законами и обеспечиваться особым статусом, то есть данные органы должны не входить ни в одну из трех ветвей власти. Как отмечает А. Е. Постников, особенностью конституционного статуса таких органов является то, что они должны осуществлять возложенные на них функции независимо от других органов государственной власти. Закрепление управленческих функций за органом, имеющим самостоятельный правовой статус, позволяет осуществлять их на принципиально иных принципах, на более стабильной основе, исключая воздействие краткосрочных политических факторов, которым более подвержены органы исполнительной власти. Независимость органов государственной власти предусматривает отсутствие субординационных отношений с другими органами государственной власти, недопустимость вмешательства в осуществление их полномочий.

Данный принцип обеспечивает автономность работы высшего органа – возможность самостоятельного выбора методических подходов к организации и проведению контрольных мероприятий, составление и утверждение своих планов работы, определение тематики программ контрольных мероприятий, формы, структуры и содержание отчетности по результатам аудита.

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2- ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – – № 31. – Ст. 4398.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.08.2013)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
  3. О Счетной палате Российской Федерации: [федер. Закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 14. – Ст. 1649.
  4. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: [федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 05.04.2012)]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст.903.
  5. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: [указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 (ред. от 01.02.2013)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – – № 31. – Ст. 3696.
  6. О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере: [постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092 (ред. от 30.12.2014)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – – № 49. – Ст. 4908.
  7. О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: [постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. № 77 (ред. от 30.12.2014)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 6. – Ст. 591.
  8. О Федеральном казначействе: [постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 (ред. от 20.03.2013)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – – № 49. – Ст. 4908.
  9. Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля: [приказ Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 146н] // Российская газета. – 2009. - 1 марта.
  10. Лимская декларация руководящих принципов контроля: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейской организации высших органов финансового контроля (EUROSAI). – Режим доступа: http://www.eurosai.org/handle404?exporturi=/export/sites/eurosai/.content/documents/others/ISSAI/ISSAI-1-Lima-declaration-Ruso.pdf.
  11. Агапцов, С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. - М.: Финансовый контроль, 2004. – 264 с.
  12. Бабенко, А. В. Финансовый контроль – фактор обеспечения финансовой безопасности России / А. В. Бабенко, Л. Н. Абрамовских // Вестник КрасГАУ. – 2013. – № 1. – С. 22-27.
  13. Бондаренко, А. И. Пути усовершенствования отечественной системы государственного финансового контроля / А. И. Бондаренко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 32-36.
  14. Бурцев, В. В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: теория и практика / В. В. Бурцев. – М.: Дашков и К, 2002. – 710 с.
  15. Бурцев, В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 392 с.
  16. Васильева, М.В. Комплекс принципов организации государственного и муниципального финансового контроля // Финансы и кредит. – – № 16. – С. 54-63.
  17. Васильева, М.В. Методика оценки эффективности деятельности контрольных органов финансово-бюджетной сферы// Финансы и кредит. – – № 31. – С. 38-52.
  18. Васильева, М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля // Финансы и кредит. – – № 27. – С. 49-62.
  19. Васильева, М.В. Модель оптимальной системы органов финансово-бюджетного контроля: проблемы и возможности преодоления структурно-институциональной неэффективности / М.В. Васильева, А.С. Нилова // Финансы и кредит. – – № 45. – С. 5-48.
  20. Васильева, М.В. Особенности контрольно-счетных систем зарубежных стран и опыт их интеграции // Финансы и кредит. – – № 6. – С.70-80.
  21. Васильева, М.В. Предпосылки факторы институциональных преобразований государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля в условиях программного бюджета / М.В. Васильева, А.С. Нилова // Финансы и кредит. – – № 39. – С. 25-38.
  22. Васильева, М.В. Эффективность государственного финансового контроля: организационный, институциональный и системный ракурсы / М. В. Васильева // Финансы и кредит. – – № 33. – С. 35-44.
  23. Воронин, Ю.М. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт / Ю.М. Воронин, Р.Е. Мешалкина. – М.: ИД «Финансовый контроль», 2003. – 160 с.
  24. Геймур, О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе / О.Г. Геймур // Вестник Тюменского государственного университета. – – № 3. – Право. – С. 133-140.
  25. Гордин В. И. Муниципальный финансовый контроль в Российской Федерации. Место и роль в бюджетном процессе государства [Электронный ресурс] / В. И. Гордин. – Режим доступа: http://www.niisp.ru
  26. Государственный финансовый контроль: Учебник / Авт кол. Н.М. Сабитова, И.А. Ках и др.; Ред. Н.М. Сабитовой. – М.: Рид групп, 2012. – 512 с.
  27. Гусева Н.М. Некоторые предпосылки и тенденции развития государственного финансового контроля в США и Японии / Н. М. Гусева // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – № 2. – С. 14-20.
  28. Данилевский, Ю.А. Государство и финансовый контроль / Ю.А. Данилевский. – М.: Финпол, 2003. – 247 с.
  29. Егорова, И. С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ / И. С. Егорова // Аудитор. – – № 8. – С. 43-48.
  30. Егорова, И. С. Особенности осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в коммерческой и бюджетной сфере / И. С. Егорова // Учет. Анализ. Аудит. – 2015. – № 4. – С. 91-100.
  31. Замбаев, Х.Н. Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации: организационно-правовой аспект // Казанская наука. – – № 7. – С. 68-71.
  32. Замбаев, Х.Н. Концептуальные аспекты мониторинга качества государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – – № 1. – С. 114-119.
  33. Замбаев, Х.Н. Основные направления повышения результативности государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – – № 2. – С. 120-124.
  34. Замбаев, Х.Н. Роль государственного финансового контроля в условиях бюджетной реформы и факторы повышения его результативности // Казанская наука. – – № 1. – С. 121-123.
  35. Иванова, Е. И. Состояние и проблемы системы государственного финансового контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е. И. Иванова. – Режим доступа: http://openbudget.karelia. ru/books/conf2/d7.htm
  36. Кириков, Е. П. Предложение концепции государственного контроля [Электронный ресурс] / Е. П. Кириков. – Режим доступа: http://www.nasledie.ru/schetpal/15_14/15_14_18/article.php?art=2.
  37. Коростелев, Д. А. Конституционно-правовое регулирование деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ (по материалам Дальневосточного федерального округа) / Д. А. Коростылев // Власть и управление на Востоке России. – 2012. – № 1. – С. 200-204.
  38. Корф, Д.В. Правовое регулирование финансового контроля в сфере образования в США [Электронный ресурс] / Д. В. Корф. . – Режим доступа: http://lexed.ru/pravo/theory/ezegod41.
  39. Лавренко, С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект / С.В.Лавренко, А.В. Романова // Финансы и кредит. – – № 26 (410). – С.58-62.
  40. Лагутин, И. Б. Региональный финансовый контроль (организационно-правовые и теоретические основы): Моногр. / Под ред. А. А. Ялбулганова. – М.: Юрлитинформ, 2009. – 176 с.
  41. Лукин, А. Г. Формирование высшего контрольного органа – зарубежный опыт и законодательство Российской Федерации / А. Г. Лукин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – №. 30 (267). – С. 48-62.
  42. Начала государственного аудита / Под общ. ред. В.А. Двуреченских. – М.: ИД «Финансовый контроль», 2006. – 228 с.
  43. Овсянников, Л.Н. Становление государственного финансового контроля // Финансы. – – № 6. – С. 59-64.
  44. Отчеты о работе Счетной палаты РФ по годам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ach.gov.ru/ru/revision/reports-by-years.
  45. Официальный сайт EURORAI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurorai.org.
  46. Официальный сайт INTOSAI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intosai.org/.
  47. Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach-fci.ru.
  48. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.
  49. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.ach.gov.ru
  50. Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru
  51. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru (дата обращения 04.04.2017).
  52. Парыгина, В.А. Правовые модели построения систем бюджетного контроля в европейских странах [Электронный ресурс] / В. А. Парыгина. – Режим доступа: http://law-n-life.ru/arch/n101.aspx.
  53. Пенчук, А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования / А. В. Пенчук // Концепт. – 2014. – № 07 (июль).
  54. Решетилова, Т. А. Конституционные основы организации государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации / Т. А. Решетилова // Вестник НГУ. – Серия право. – 2012. – Т. 8. – Вып. 2. – С. 54-62.
  55. Родионова, В.М. Финансовый контроль / В. М. Родионова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
  56. Рябова, Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве / Е. В. Рябова // Юридический мир. – 2013. – № 2. – С. 13-16.
  57. Степашин, С. В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее, будущее. / С. В. Степашин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 5. – С. 44-49.
  58. Степашин, С. В. Государственный финансовый контроль: Учебник / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков. – СПб.: Питер, 2004. – 557 с.
  59. Степашин, С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов / С.В. Степашин, Н.С. Столяров, С.О. Шохин, В.А. Жуков. - СПб: Питер, 2004. – 557 с.
  60. Столяров, Н.С. Стратегический аудит: от федерального центра – к муниципалитетам// Вестник АКСОР. – – № 2. – С. 6-8.
  61. Федотова, Г. В. Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами / Г. В. Федотова // Финансы и кредит. – 2012. – № 19 (499). – С. 42-47.
  62. Чхиквадзе, В.В. Организационно-правовые основы государственного финансового контроля в зарубежных странах// Публично-правовые исследования. – – № 2. – С. 105-149.
  63. Шевченко А. А. Актуальные проблемы государственного финансового контроля / А. А. Шевченко, Н. А. Аюбов // Финансовые исследования. – 2008. – № 1. – С. 31-41.
  64. Шевчук, О.А. Государственный аудит в системе финансового контроля // Финансы и кредит. - 2013. - № 20. - С. 56-64.
  65. Ялбулганов, А. А. Финансовый контроль как институт финансового права А. А. Ялбулганов. – М.: Юрист, 1999. – 388 с.
  66. Ялбулганов, А.А. Некоторые проблемы развития законодательства о государственном финансовом контроле // Публично-правовые исследования. – – № 1. – С. 31-39.
  67. Яшина, Н.И. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетного контроля в современных условиях реформирования бюджетной системы РФ / Н.И.Яшина, Е.В. Поющева, А.В. Комиссаров // Финансы и кредит. – – № 44 (524). – С. 10-15.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансы и кредит
2021 год 46 стр.
Потребительский кредит: виды, формы и тенденции развития
Kristina

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское