Введение
Глава 1 Основы государственного финансового контроля
1.1 Становление и развитие государственного финансового контроля
1.2 Содержание, виды, формы и методы государственного финансового контроля
Выводы по Главе 1
Глава 2 Анализ системы государственного финансового контроля
2.1 Органы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере государства
2.2 Механизм осуществления государственного финансового контроля в РФ
Выводы по Главе 2
Глава 3 Направление совершенствования системы государственного финансового контроля в РФ
3.1 Основные проблемы нормативно-правовой и методологической базы государственного финансового контроля
3.2 Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы курсовой работы обусловлено тем, что проблемы государственного финансового контроля в настоящее время в России очень актуальны, так как от их решения зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.
Мировой финансовый кризис 2008 - 2009 гг. со всей очевидностью подтвердил, что действенный, эффективный государственный финансовый контроль - это один из важнейших факторов государственного строительства и мирового правопорядка в целом.
Строгий и действенный государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Но ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность.
Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Цель курсовой работы состоит в комплексном рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля в России с перспективой разработки отдельных предложений по совершенствования государственного финансового контроля.
Объект исследования - государственный финансовый контроль в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают основные проблемы осуществления государственного финансового контроля в России. Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
изучить становление и развитие государственного финансового контроля;
- рассмотреть сущность государственного финансового контроля, характеристика его видов, форм и методов в современных условиях;
- изучить органы, осуществляющие контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере РФ и их полномочия;
- проанализировать механизм государственного финансового контроля в РФ; выявить проблемы государственного финансового контроля в РФ;
- рассмотреть основные проблемы нормативно-правовой и методологической базы государственного финансового контроля;
- предложить пути совершенствования системы финансового контроля России.
Нормативную базу исследования курсовой работы составили: Конституция РФ; действующие международные акты в сфере финансового контроля; федеральные конституционные законы; федеральные законы, содержащие нормы административного и финансового права.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Основы государственного финансового контроля
1.1 Становление и развитие государственного финансового контроля
Ученые называют финансовый контроль в качестве одного из основных видов государственного контроля. Уже 50 лет назад ученые отмечали, что «осуществление финансового контроля базируется на использовании контрольной функции финансов». Финансовый контроль всегда сопутствует процессу обращения к финансам для решения поставленных государственных задач.
На международном уровне действует Лимская декларация о руководящих принципах финансового контроля, принятая в рамках IX Конгресса Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), в которой указано: «...специфические цели государственного финансового контроля, а именно: обеспечение принципов законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, стремление наладить действенное управление экономикой, соответствующая установленным нормам административная деятельность и информирование как государственных инстанций, та к и общественности путем опубликования объективных сообщений, необходимы для стабильности и дальнейшего развития государств в смысле постулатов, лежащих в основе идеологии Организации Объединенных Наций»[ REF _Ref483840058 \r \h , с. 64].
Несмотря на декларативность положений, нормы Лимской декларации - это эталон оценки качества проведения финансового контроля. Некоторые специалисты в области финансового контроля относятся к финансовому контролю как к последней ступени управления финансами, другие полагают, что финансовый контроль - это условие эффективности финансового управления.
Рассматривая понятие «государственный финансовый контроль», следует упомянуть высказывание Л.Н. Овсянникова: «разночтения в законодательных и иных нормативно-правовых актах укреплению финансовой дисциплины не способствуют. Более того, они имеют далеко идущие практические последствия, поскольку отсутствие определения понятия «государственный финансовый контроль» приводит к фактической бесконтрольности в большей части финансовой системы страны, как на федеральном, так и на региональном уровне»[ REF _Ref483840077 \r \h , с. 25].
Термин «государственный контроль» приобрел особую популярность в дореволюционное время, его использовали для обозначения процедуры по проверке реализации принятого государственным органом решения или наблюдения с целью последующей проверки, а также для обозначения непосредственно самого государственного органа контроля.
Как утверждал ученый финансист XIX в. Д. М Львов, понятие «государственный контроль» имеет два значения:
- непосредственно сам орган контроля;
- контрольный процесс[ REF _Ref483840096 \r \h , с. 44].
Подобной позиции придерживались многие теоретики того периода. Как пишет А.А. Ялбуганов, можно выделить единство дореволюционных взглядов по вопросу финансовой контрольной деятельности государства в том, что финансовый контроль являлся направлением государственной деятельности и попадал под регулирование норм конституционного, административного и финансового права в совокупности; в качестве предмета финансового контроля выступало хозяйство «подчиненных ему (государству) общественных организмов, каковы провинции, земства, города и сельские общины»[ REF _Ref483840111 \r \h , с.35].
Несмотря на то, что, как было отмечено выше, существовало двоякое значение финансового контроля, большинство исследований посвящены были изучению финансового контроля непосредственно с точки зрения понимания его как ревизии, проверки[ REF _Ref483840133 \r \h , с. 52].
До начала XX в. под государственным финансовым контролем понималась государственная деятельность «по наблюдению за движением финансового хозяйства в согласовании его с указаниями бюджета», что означало контроль движения не только денежных средств, но и натурального товарооборота.
Значимой работой в науке финансового права стала монография С.А. Котляревского «Финансовое право СССР», в которой впервые был употреблен термин «финансовый контроль» в отграничении от государственного контроля[ REF _Ref483840157 \r \h , с. 32].
В исследованиях 1950-1980-х гг. финансовый контроль уже не рассматривается в значении государственных финансовых органов, а представляет собой отдельное течение государственной финансовой деятельности. Н.А. Ковалева пишет, что «финансовый контроль в СССР - это определяемая особенностям и общественного строя, классовой природой социалистического государства, урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов по проверке, правильности, законности и целесообразности мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств в целях планомерного и эффективного развития народного хозяйства и неуклонного роста материального и культурного уровня жизни трудящихся»[ REF _Ref483840173 \r \h , с. 89].
Э.А. Вознесенский под объектом финансового контроля видит отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов, а сам финансовый контроль рассматривает в виде особой разновидности деятельности государственных органов[ REF _Ref483840195 \r \h , с. 34].
По мнению Н.И. Химичевой, финансовый контроль представляет собой «контроль за соблюдением законности и целесообразности государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов»[ REF _Ref483840209 \r \h , с. 26].