Введение
1 Содержание государственного финансового контроля
1.1 Понятие и задачи государственного финансового контроля
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля
2 Организация государственного финансового контроля в РФ и зарубежных страна
2.1 Особенности системы государственного финансового контроля в России
2.2 Характеристика государственного финансового контроля за рубежом
2.3 Анализ деятельности Счетной палаты РФ за 2016 год
Заключение
Список использованных источников
Все государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственного финансового контроля. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства. Эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации. Целью курсовой работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации путем решения следующих задач:
- Дать определение понятию «государственный финансовый контроль», определить его предмет и объект.
- Изучить формы и методы государственного финансового контроля.
- Изучить нормативно-правовые основы государственного финансового контроля в РФ.
- Познакомиться с системой органов государственного финансового контроля в России и за рубежом, изучить основные принципы их функционирования.
- Определить направления совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля в РФ.
Объектом данной курсовой работы является система органов государственного финансового контроля, а предметом является государственный финансовый контроль как рычаг регулирования деятельности организаций.
1 Содержание государственного финансового контроля
1.1 Понятие и задачи государственного финансового контроля
Государство не может реализовать внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за их законными формированием и расходованием.
Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции финансов, которая проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции Российской Федерации (далее - РФ) и иных нормативных правовых актах. К ним можно отнести следующие принципы.
Принцип законности обусловливает необходимость проведения финансового контроля на всех стадиях и этапах создания, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств, поскольку только при соблюдении законодательства возможно достижение общесоциальных целей и задач, решаемых посредством финансовой деятельности. Реализация данного принципа предполагает соблюдение законодательства всеми участниками финансовых правоотношений, включая субъектов финансового контроля, чья деятельность строго регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.
Реализация принципа федерализма в названной сфере заключается в том, что финансовый контроль осуществляется не только общефедеральными, но и специально создаваемыми в субъектах РФ контрольными органами, например контрольно-счетными палатами, деятельность которых связана с проверкой соблюдения законности финансовой деятельности, проводимой в соответствующем субъекте РФ.
Принцип плановости означает, что контрольные мероприятия должны быть регулярными, проводиться систематически, то есть планироваться уполномоченными на то органами и субъектами финансового контроля. Так, законодательством предусматриваются ежегодные проверки соблюдения бюджетного законодательства со стороны Счетной палаты РФ и контрольно-счетных палат субъектов РФ.
Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость, объективность и компетентность, гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена: финансовой самостоятельностью контрольного органа; более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т.п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами.