Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией РФ[1] Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Актуальной проблемой социального страхования, особенно важной сегодня для России, является обеспечение надлежащего уровня выплат по социальному страхованию. Общепринятым критерием в социальном страховании является коэффициент замещения утраченного заработка. Минимальные нормы замещения установлены 102 Конвенцией МОТ (о минимумах размеров пособий по социальному обеспечению), принятой в 1952 году, на основе которой строятся социально-страховые системы. Крайне низкие социальные выплаты в Российской Федерации выступают причиной того, что данная конвенция ратифицирована.
Неурегулированными остаются вопросы установления правового статуса и организации деятельности Фонда социального страхования РФ для обеспечения его автономности от решения бюджетных задач, создания механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле за использованием страховых средств. Решение этих задач связано с наполнением бюджета Фонда и выполнением обязательств перед работниками по бесперебойной выплате пособий по социальному страхованию.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых по теории государства и права (С.С.Алексеева, М.Н.Марченко, Р.З.Лившица и др.), трудового права и права социального обеспечения: Е.Г. Азаровой, Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, К.С. Батыгина, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, В.П. Галаганова, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, М.И. Кучмы, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, С.П. Маврина, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, М.В. Молодцова, М.И. Полупанова, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, М.В. Филипповой, В.Ш. Шайхатдинова, А.А. Шугаева и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, в процессе которых возникают правовой статус Фонда социального страхования РФ.
Предмет исследования – нормы российского законодательства, регламентирующие правовой статус Фонда социального страхования РФ.
- рассмотреть понятие, функции и задачи Фонда социального страхования РФ;
- исследовать правовые основы деятельности Фонда социального страхования РФ;
- определить средства Фонда социального страхования РФ;
- проанализировать Управление Фондом социального страхования РФ.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных актов, федеральные законы и подзаконны акты органов исполнительной власти Российской Федерации, акты ФСС РФ.
Эмпирическую базу исследования составляют правоприменительные акты, разъясняющие акты высших судебных органов, и судебная практика.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика Фонда социального страхования РФ
1.1. Понятие, функции и задачи Фонда социального страхования РФ
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших. Кроме того, ФСС финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.
Основными задачами Фонда являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Рассмотрим функции, которые выполняет ФСС:
- страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата «больничных»), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учёт в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком;
- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами; - оплата родовых сертификатов[2].
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом. Страхование на современном этапе не дает четкого представления для потребителей страховых услуг о том, в какой форме должно осуществляться данное страхование.
Проблемой в страховании является непланомерное принятие нормативных правовых актов, декларирующих обязательность страхования, приведшей к следующим проблемам:
- отсутствие общедоступной статистики, не позволяющей точно оценивать средние и максимально возможные убытки, влияющей на развитие экономики, социальную политику, бюджетное планирование;
- низкому размеру страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к социальной несправедливости;
- отсутствию единых критериев и принципов ведения страхования в обязательной форме, смешению понятий и сущности обязательного и "вмененного" страхования;
- отсутствие единых подходов к определению размеров убытков, стоимости восстановления имущества при его повреждении.
С января 2010 года и по настоящее время, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, задолженность по уплате страховых взносов существенно возросла и превысила 300 млрд руб., что сказывалось на размере дефицита внебюджетных фондов, покрываемом трансфертами из федерального бюджета. Учитывая эффективность Федеральной налоговой службы (ФНС) и территориальных налоговых органов в сфере налогового администрирования, было решено о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговым органам. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых взносов и упростит отчетность[3].
Начало было положено Указом Президента РФ от 15 января 2016 года N 13[4], которым в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с социальными внебюджетными фондами на ФНС были возложены функции по администрированию страховых взносов. Стоит отметить, что передача страховых взносов на администрирование налоговым органам – этоне возврат к единому социальному налогу, а, по сути, техническая замена администратора страховых взносов с сохранением их действующей конфигурации.