Введение
1.Теоретические основы регионального развития
1.1. Сущность и концепция регионального развития
1.2. Формы и методы организации взаимодействия экономических агентов различных регионов, входящих в единую экономическую систему
1.3. Государственная региональная политика в Республике Беларусь
- Особенности регионального развития в Республике Беларусь
2.1. Государственное регулирование развития торговых организаций
2.2. Анализ состояния торговой сферы в регионах Республики Беларусь
- Перспективы развития торговых организаций в регионах в современных условиях
3.1. Способы обеспечения требуемых темпов развития регионов Республики Беларус
3.2. Прогнозирования социально-экономического развития регионов Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в современных социально-экономических и политических условиях в России необходимо проведение определенных реформ, направленных на развитие и благосостояние российского общества в целом.
Одним из направлений современного развития государства является грамотное проведение региональной политики, являющейся одной из самых эффективных инструментов управления экономическим и социальным развитием как отдельных территорий и групп территорий, так и страны в целом.
Данный вид государственной политики позволяет совмещать интересы регионов с общими интересами государства, приводить в действие ресурсы их экономического роста, находить оптимальные варианты интеграции в экономику страны и мировое хозяйство, предотвращать возникновение депрессивных территорий, сглаживать различия в условиях жизни людей в различных регионах.
В условиях современной социально-экономической и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.
Степень самостоятельности регионов в России неодинакова и зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путѐм компромиссов.
Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития. Региональная политика должна иметь грамотно спланированные, четко поставленные цели и задачи, которые должны выполняться в соответствии с действующим законодательством, программами развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Региональная политика как государства в целом, так и отдельного региона РФ должна решать проблемы как экономического, так и социального характера, при чем все эти проблемы должны решаться в совокупности. Значимость и актуальность разработки соответствующих мер региональной политики в настоящее время признана на государственном уровне. Региональная политика требует постоянного совершенствования, внедрение определенных инновационных методов управления соответствующих реалиям российской государственности в целом. Таким образом, это еще раз подчеркивает актуальность проблемы региональной политики государства.
Целью курсовой работы является изучение региональные аспекты экономического развития торговых организаций.
Данной цели подчинены следующие задачи:
1.Сущность и концепция регионального развития;
- Формы и методы организации взаимодействия экономических агентов; различных регионов, входящих в единую экономическую систему;
- Государственная региональная политика в Республике Беларусь;
- Государственное регулирование развития торговых организаций;
- Анализ состояния торговой сферы в регионах Республики Беларусь;
- Способы обеспечения требуемых темпов развития регионов Республики Беларусь:
- Прогнозирования социально-экономического развития регионов Республики Беларусь.
1.Теоретические основы регионального развития
1.1. Сущность и концепция регионального развития
Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач. Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития и специфические задачи с точки зрения создания необходимых предпосылок для дальнейшего развития. Концепция должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.
Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.
Анализ проблем:
- выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов;
- анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций;
- установление связей и взаимозависимостей между проблемами территории;
- выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории;
- сформулировать границы возможного вмешательства властей данного уровня управления для решения возникших проблем;
- определить факторы, воздействуя на которые можно разрешить проблемы;
- установить время, необходимое для решения той или иной проблемы;
- если в результате анализа выявлены проблемы, возникшие из-за диспропорций во внешних по отношению к данному территориальному уровню механизмах, то они фиксируются и с кратким анализом передаются на вышестоящие уровни, вместе со своим видением оптимального разрешения.
Формулирование целей и стратегий:
- на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития;
- осуществляется проверка сформулированных целей на предмет непротиворечивости друг другу, а также целям развития вышестоящих уровней;
- производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;
- осуществляется анализ альтернативных источников ресурсов, хозяйственных рычагов, структурных сдвигов, экономических и иных стимулов и т.д., их возможное комбинирование и последовательность использования для достижения целей.
Таким образом, одновременно с разработкой возможных направлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к ее реализационным механизмам. Общая цель данного этапа - выделение наиболее существенных мер и обеспечение достаточной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предотвращая их распыление.
Оценка возможных последствий.На данном этапе производится анализ стратегий с позиции:
- достижения ранее сформулированных целей;
- изменения состояния решаемых проблем территории;
- возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.
Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегические воздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. При моделировании ситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних и органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.
Выбор оптимальной стратегии.Производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих:
- эффективность использования ресурсов;
- универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде;
- комплексность развития;
- реализуемость основных функций данного уровня.
На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах. Следует провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и соответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности. Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.
Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.