Актуальность темы. В настоящее время появились реальные перспективы создания открытой экономики в нашей стране, ее эффективной интеграции в мировое хозяйство. Активное использование внешнеэкономического фактора способствует преодолению негативных процессов в экономике и дальнейшему развитию рыночных отношений.
Экономические взаимоотношения с зарубежными странами способствуют обогащению прогрессивным опытом в области торгового обслуживания населения, являются фактором экономического роста, интенсификации производства, совершенствования технологий, пополнения рынка потребительских товаров.
ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
Наиболее важные проблемы в области ВЭД предприятий:
- время и расстояние, кредитный риск и время выполнения контракта;
- изменение курсов иностранных валют валютный риск;
- различия в законах и правилах;
- правительственные постановления валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.
Цель работы заключается в исследовании рентабельности внешнеэкономической деятельности фирмы и предложений ее повышения.
Указанная цель предопределила следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты ВЭД
2.Рассмотреть правовые основы и основные операции ВЭД
- Изучить проблемы международной торговли на современном этапе.
- Проанализировать показатели рентабельности и эффективности внешнеэкономической деятельности фирм.
Предметом исследования являются деловые отношения, возникающие в процессе внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность.
В процессе исследования были использованы следующие методы: метод общенаучного анализа, метод факторного анализа, математический метод, метод интерполяции.
Методология и научная база исследования составляют: научные труды отечественных и зарубежных экономистов в области внешнеэкономической деятельности предприятий.
Практическая значимость работы: заключается в том, что разработанные практические предложения могут быть использованы в качестве методических основ при разработке мероприятий по повышения эффективности внешнеэкономических отношений фирмы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия
1.1.Правовые основы ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Понятие внешнеэкономической деятельности в настоящее время наиболее приемлемо к внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Связано это с результатом реформирования внешнеэкономической сферы, в результате которой: роль государства во внешнеэкономической деятельности коренным образом изменилась.
Во ВЭД государство выступает в основном регулятором этой деятельности, в отличие от его роли при осуществлении межправительственных экономических связей, где оно является непосредственным субъектом этих связей; центром внешнеэкономической деятельности становятся субъекты хозяйствования, а сама ВЭД осуществляется в основном на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок.
Нормативная база ВЭД включает российские законодательные и иные нормативные акты, международные двусторонние и многосторонние договоры РФ по торгово-экономическим вопросам. Кроме того международными организациями разработано немало рекомендаций па применению различных коммерческих документов и торговых правил.
Документы, являющиеся нормативными, обязательны для применения. Такие документы могут содержать положения императивного характера, не допускающие никаких отступлений от утвержденных правил, и диспозитивного плана, когда заинтересованные стороны при взаимной договоренности вправе сами решать, как им действовать, но если какие-то вопросы ими не урегулированы, применяются заранее определенные нормы. Существуют документы, имеющие не обязательный, а рекомендательный характер, но в определенных случаях их применение становится обязательным. [17]
Следует отметить, что в мировой торговой практике немаловажную роль играют сложившиеся национальные или международные торговые обычаи, обычаи делового оборота. Под торговой практикой понимаются существующие и установленные единые правила, достаточно известные, общепризнанные и постоянно соблюдаемые в соответствующих сферах торговли, разумные и наверняка сокращающиеся. Торговые обычаи фиксируются в материалах организаций ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов по различным вопросам. Эти торговые обычаи могут быть приняты во внимание при арбитражном разбирательстве споров между сторонами внешнеторгового контракта.
В последнее десятилетие в России принято множество законов и еще больше правительственных и ведомственных подзаконных актов прямо или косвенно связанных с вопросами внешней торговли. В результате в российском законодательстве сложились две большие группы законодательных актов такого рода: специальные законы о внешней торговле и законы более общего характера, имеющие в одной части отношение к внешней торговле.
Из федеральных законов, посвященных специально или преимущественно вопросам ВЭД. отметим следующие: Таможенный кодекс РФ, "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли тиарами", "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об экспортном контроле", "О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге", "Об участии в международном информационном обмене", "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения", "О международном коммерческом арбитраже" и др. [15]
Другая, более обширная группа законов, относящихся не только к внешнеэкономической деятельности, но и к определенному кругу вопросов общеэкономического, гражданского, социального, правового характера, включает в себя многие десятки законов. Некоторые из них перечислены в приложении. При изучении этих законов важно обращать внимание на положения, касающиеся определенных сторон внешней торговли.
На сегодняшний день в России уже разработана достаточно обширная обновленная законодательная база внешней торговли. и постоянно продолжает его пополнение и совершенствование.
В процессе реализации принятых законов издается ряд подзаконных актов. Это в первую очередь постановления (распоряжения) правительства, а также межведомственные или ведомственные инструкции, правила, распоряжения, инструкции, положения, письма и другие нормативные документы, в частности, изданные ГТК, Министерством экономического развития, Министерством финансов, государственным стандартом, Центральным банком по отдельным внешнеторговым вопросам.
Некоторые нормативные акты издаются совместно двумя или тремя учреждениями. В качестве примера межведомственного акта, мы представляем совместный приказ МНС, ГТК и Министерством финансов по согласованию с Центральным банком Российской Федерации 5 декабря 2001 года, которым утверждены правила заполнения расчетных документов. Другим примером, имеющим непосредственное отношение к внешней торговле, являются" рекомендации по минимальным требованиям, обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов", утвержденные 29 февраля 1996 года министерством внешнеэкономических связей по согласованию с ГТК и подтвержденные письмом Центрального Банка Российской Федерации от 15 июля 1996 года
Ведомственные нормативные документы становятся обязательными для всех участников внешнеэкономической деятельности после соответствующего согласования с Министерством юстиции Российской Федерации. [18]
Подзаконные нормативные документы, исходящие от правительства и различных министерств и ведомств, не всегда взаимосвязаны и порой содержат противоречивые ориентиры, а главное, не отработан удовлетворительно механизм их реализации, что крайне затрудняет их соблюдение. Бывают случаи, когда Минюст отказывается регистрировать, например, приказы ГТК по причинам их несоответствия Конституции Российской Федерации или федеральным законам.
Наряду с федеральными нормативными правовыми актами многие субъекты Российской Федерации приняли законы и нормативные акты региональных органов власти о внешней торговле, которые не всегда соответствуют федеральному законодательству.
Что касается международных договоров и соглашений, регулирующих торгово-экономические отношения между Россией и зарубежными странами, отметим прежде всего, что они могут иметь различные названия, в частности, соглашения о торгово-экономическом, промышленном, научном и техническом сотрудничестве, о торговле и мореплавании, соглашения о товарообороте и платежах, об общих условиях поставок товаров, о специализации и кооперации производства, о поставках машинно-технической продукции, о технических службах, а также в многосторонних конвенциях и других актах.
В ряде международных соглашений определены такие вопросы, как взаимно применимый торговый режим, таможенные платежи, характер налогообложения, использование количественных, технических, санитарных и иных ограничений в торговле, валютные и платежные процедуры для торговых и неторговых платежей (в том числе по клиринговым соглашениям), использование единой коммерческой терминологии, единые условия поставки и др.
На федеральном уровне с иностранными государствами (в зависимости от их значимости) заключаются следующие виды договоров и соглашений: межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Важнейшими из них являются межгосударственные договоры (соглашения), подписанные от имени нашей страны президентом и подлежащие ратификации Федеральным Собранием. [5]