Актуальность исследования. В юридической науке в последнее время среди наиболее важных стоит задача формирования теоретических основ реформирования политической системы, внедрение демократических институтов в общественную жизнь страны. Решение этих задач предполагает разработку широкого круга проблем, среди которых наиболее актуальными являются участие общественности в формировании законодательных и представительных органов[1]. В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни.
Действующая Конституция Российской Федерации установила принципиально новое соотношение общественных и государственных начал в осуществлении народовластия. Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства, традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан. Объем правового регулирования нормы, закрепляющей права граждан на участие в управлении делами государства, выходит далеко за рамки обычного субъективного права, вторгаясь в пределы действия других политических прав и свобод граждан: избирательного, права на участие в референдуме и многих других.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с избирательным правом.
Предмет исследования – российское законодательство, регламентирующее избирательное право как института конституционного права.
Цель данного исследования – выявить основополагающие аспекты избирательного права как института конституционного права.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
- провести анализ истории вопроса избирательного права как института конституционного права;
- проанализировать нормативно-правовую базу избирательного права как института конституционного права;
- проанализировать предложения по улучшению проблемы избирательного права как института конституционного права
Структура исследования реферата: введение, три пункта, заключение и список литературы.
- История вопроса избирательного права как института конституционного права
В последние годы среди отечественных юристов и ученых не затихает дискуссия относительно единого мнения о месте избирательного права в системе российского права. Одна группа авторов, таких как Н. Ю. Ерпылева, Н.С. Симонова, Т.А. Постовалова, рассматривают избирательное право в качестве института конституционного права. Другая группа авторов, таких как А.В. Багаева, М.В. Шишкин, А.Г. Кибальник, считает избирательное право подотраслью конституционного права. Согласно третьему мнению, таких авторов как Е.В. Киселева, А.Н. Вылегжанин, О.И. Зинченко, избирательное право – это многоуровневая и упорядоченная совокупность правовых норм, являющихся отраслью права.
Процесс формирования избирательного права как института конституционного права современной России далеко неоднозначный этап российской истории. Институт выборов прошел сложный и тернистый путь, при этом следует выделить ряд этапов его развития, и особенно становление принципов избирательного права в прошлом противоречивом во всех отношениях веке[2].
Согласимся с мнением А.С. Исполинова, что определение исходных правил участия граждан в выборах имеет фундаментальное значение для всего российского избирательного права, включая и его принципы. Под принципами избирательного права следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту электоральных прав российских граждан[3].
К принципам избирательного права как института конституционного права, В.А. Белов, относит следующие: всеобщность, равный характер выборов, принцип прямых и непрямых выборов, тайность голосования[4].
Принципы избирательного права как института конституционного права России сформировались в современном их понимании сравнительно недавно. При этом показательно, что основополагающие начала избирательного права были включены в нормативные акты Российской Империи. И для того, чтобы понять их сущность, необходимо проследить динамику развития принципов избирательного права в истории России ХХ века, так как именно в этот исторический отрезок времени указанные принципы претерпели наибольшие изменения.
18 февраля 1905 г. Николай ΙΙ написал высочайший рескрипт на имя министра внутренних дел Булыгина А.Г., в котором приказал ему разработать законопроект по процедуре формирования всероссийского представительного органа – Государственной Думы. Характерной чертой избирательного права в 20 веке был его антидемократизм. Это касалось, в первую очередь, избирательного корпуса, т.е. граждан, имеющих право на участие в голосовании. Вследствие этого, выборы в Государственную Думу не были всеобщими. Согласно положению от 6 августа 1905 г., не имели права избирать и быть избранными: 1) лица моложе двадцати пяти лет; 2) учащиеся, включая студентов; 3) военнослужащие и ряд других.
Новая избирательная система не нашла поддержки у народа, что было выражено во всероссийской октябрьской политической стачке (октябрь 1905 г.).
Во исполнение Октябрьского Манифеста Царским Указом от 11 декабря 1905 года был изменен закон о выборах и предоставлены избирательные права тем слоям населения, которые их раньше не имели, то есть мелким землевладельцам, значительной части городских жителей и рабочим[5]. Избирательным правом по измененному положению стали обладать и рабочие предприятий с занятостью не менее пятидесяти человек. В общей сложности, избирательным правом стали обладать до пятнадцати миллионов подданных или более трети численности мужского населения старше 25 лет.
Началом создания избирательного права как института конституционного права можно по праву считать принятие первой Советской Конституции, утвержденной 10 июля 1918 года пятым Всероссийским съездом Советов. Новеллой советского избирательного права стало введение трудового ценза, который можно считать антиподом дореволюционному избирательному праву. Согласно данному цензу, в выборах не имели права участвовать: 1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества.
Конституция 1918 г. предусматривала пятикратное преимущество городского населения над сельским при созыве как областных и губернских съездов Советов, так и Всероссийского съезда Советов (ст. 53 и 25 Конституции 1918 г.)[6].