Введение
1 Особенности современного этапа в развитии науки
2 Понятие «система» и «системный подход»
3 Интеграция и системный подход в развитии современной науки
Заключение
Список использованной литературы
Контрольная работа|Другой предмет (не указан в списке)
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2015 | Страниц: 18
Введение
1 Особенности современного этапа в развитии науки
2 Понятие «система» и «системный подход»
3 Интеграция и системный подход в развитии современной науки
Заключение
Список использованной литературы
Последнее десятилетие ХХI-го века стало временем глобальных политических, экономических, социальных, экологических, религиозных и другого рода преобразований, происшедших на нашей планете.
Во начале столетия в науке и технике произошли стремительные изменения, сделав фантастику реальностью на памяти одного поколения. Интенсивно совершенствуется компьютерная техника и средства передачи информации, всего того, что является объектом исследования информатики. Их экстенсивное производство и широкое распространение, с проникновением во все сферы человеческой деятельности в масштабах планеты привело к образованию глобальных информационных сетей, объединяющих миллионы компьютеров на всех континентах. Стремительное развитие экономики, в частности промышленности, привело к с одной стороны к стремительному расширению соответствующей инфраструктуры человеческого общества, а с другой стороны - к нарастанию экологического кризиса на планете. Возрастание объема знания приводит к расширению его применения в практической деятельности, то есть расширению ноосферы. Последнее служит катализатором процессов преобразований в обществе и природе.
Актуальность темы приобрела особую остроту для России в период трансформации социально-политической сферы. Современная жизнь требует качественно иного подхода в развитии как естественнонаучных, так и общественно-научных исследований и научного формирования мировоззрения общества.
Таким подходом является развитие системных исследований на новом качественном уровне, выше того, который сложился к настоящему времени, хотя он является результатом объективного развития человеческой истории и процесса познания мира.
Цель работы - рассмотреть интеграцию и системный подход в развитии современной науки.
В результате цели работы были поставлены следующие задачи:
1 Особенности современного этапа в развитии науки
Если окружающий нас мир представляет собой единое и целостное образование, в котором предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, то адекватное представление о нем должно быть отражено в единстве всего нашего знания. В отличие от позитивистской унификации наук подлинное единство научного знания формируется в диалектическом процессе взаимодействия дифференциации и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук.
В прошлом было широко распространено мнение, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научных истин. Такой взгляд, названный кумулятивизмом, в лучшем случае может относиться к отдельным этапам и периодам развития науки, но не отражает целостной картины ее развития, ибо на протяжении более длительных периодов наблюдается пересмотр прежних представлений и концепций. Поэтому развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. [1, C. 29]
Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями, которые сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой прежних идей, программ и методов исследования, т.е. всего того, что теперь называют парадигмой науки. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания.
Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.
В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Как известно, в ранней античной Греции не существовало строгого разграничения между конкретными областями исследования и отдельных научных дисциплин как таковых. Все известные знания, предположения и приемы изучения явлений природы рассматривались в рамках философии как нерасчлененной области знания. Впервые отдельные естественнонаучные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание.
Галилео Галилей заложил основы механики, которую превратил в научную дисциплину знаменитый английский ученый Исаак Ньютон. Вслед за этим постепенно формируются физика, химия, биология и другие фундаментальные науки о природе. По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления все новых и новых научных дисциплин и их ответвлений. Хотя при этом значительно возрастают точность и глубина наших знаний о явлениях природы, одновременно ослабевают связи между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. В наше время дело доходит до того, что специалисты разных отраслей одной и той же науки нередко не понимают ни теорий и методов исследования других отраслей, ни ее конечных результатов. Таким образом, дисциплинарный подход грозит превратить единую науку в совокупность обособленных, изолированных, узких областей исследования, в силу чего ученые перестают видеть место и значение своей работы для познания единого, целостного объективного мира.
К счастью, сама наука выработала средства и методы для преодоления ограниченности чисто дисциплинарного подхода к изучению мира. Новый подход принято называть штегративным, или междисциплинарным, хотя последний термин менее точен. Прежде чем наука могла перейти к междисциплинарным и тем более интегративным исследованиям в целом, она должна была заняться изучением отдельных групп явлений, их элементов и особенностей. Именно такому этапу соответствует дисциплинарный подход, ориентированный на изучение специфических, частных закономерностей конкретных явлений и процессов. Однако по мере развития научного познания становилось все более очевидным, что такой подход не способствует открытию более глубоких общих закономерностей, которые управляют подобными явлениями, а тем более фундаментальных законов, относящихся к взаимосвязанным классам явлений и целых областей природы. С помощью таких законов как раз и раскрываются единство природы, взаимосвязь и взаимодействие составляющих ее объектов и процессов. Именно поэтому фундаментальные интегративные законы отображают единство и целостность природы. [1, C. 30]
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!