Введение
Глава 1. Теоретические основы массовой культуры и массовой коммуникации
1.1. Понятие и сущность «массовой культуры» и «массовой коммуникации»
1.2. Массовая культура как культура массового общества.
1.3. Место средств массовой информации в процессе межкультурной коммуникации
Глава 2. Состояния средств массовой коммуникации в современной России.
2.1. Информационно-семиотический анализ средств массовой коммуникации
2.2. Проблемы взаимодействия массовой культуры и массовой коммуникации
2.3. Роль средств массовой коммуникации в формировании культуры современного общества
Заключение
Список использованной литературы
Современная социокультурная ситуация характеризуется существенно возросшей значимостью информации, коммуникации, интенсифицикацией межкультурных контактов. Происшедшие в последние годы социальные, политические, экономические изменения, а также бурное развитие средств информации привели к тому, что все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры и вступают в процесс взаимодействия с представителями иных культур.
В наши дни межкультурное взаимодействие осуществляется в самых различных сферах: в межгосударственных отношениях, в предпринимательской, научной и образовательной деятельности, на уровне межличностного общения. Поэтому различные аспекты межкультурного взаимодействия – межрелигиозный диалог, идентичность культур в эпоху глобализации, диалог как цель культуры, стратегии межкультурного диалога и т.д. – становятся предметом изучения представителей различных областей научного знания.
Активизация процессов глобализации, интеграции, транскультурации, специальные возможности средств массовой коммуникации, участвующих в этих процессах, а также низкий уровень информационной культуры современного общества, оказывают существенное влияние на культуру в целом и процесс межкультурных взаимодействий, и выводят на проблему исследования, которая связана:
во-первых, со значимостью процесса коммуникации как смыслообразующего и структурирующего социальное пространство;
во-вторых, с необходимостью межкультурного диалога как приоритетной стратегии взаимодействия представителей разных культур на современном этапе развития общества;
в-третьих, с ролью средств массовой коммуникации в культурной и национальной политике современного государства, ставших не просто информаторами, но − посредниками (медиаторами) межкультурного диалога;
Цель работы – изучение массовой культуры и массовой коммуникации: особенности взаимодействия их в современном мире.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность «массовой культуры» и «массовой коммуникации»;
2. Ознакомиться с местом средств массовой информации в процессе межкультурной коммуникации;
3. Узнать о массовой культуре как культуре массового общества;
4. Провести информационно-семиотический анализ средств массовой коммуникации;
5. Выявить проблемы взаимодействия массовой культуры и массовой коммуникации;
6. Исследовать роль средств массовой коммуникации в формировании культуры современного общества.
Объект исследования – межкультурные взаимодействия.
Предмет исследования – средства массовой коммуникации в процессе межкультурных взаимодействий.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы массовой культуры и массовой коммуникации
1.1. Понятие и сущность «массовой культуры» и «массовой коммуникации»
«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века [1].
Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством [13].
Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои [2].
. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. ˗ М.: Аспект пресс, 2018. ˗ 176 c.
2. Беррезин, В. М. Массовая коммуникация. Сущность, каналы, действия / В.М. Беррезин. ˗ Москва: Гостехиздат, 2017. ˗ 174 c.
3. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студ. вузов / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ˗ДАНА: 2016. –270с.
4. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России / Л.Ю. Гермогенова. – М., 2016.
5. Головко, Бориэль Деловые издания: Информационный менеджмент массовой коммуникации / Бориэль Головко. ˗ М.: Издательство Михайлова В. А., 2016. ˗ 128 c.
6. Головлева, Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование / Е.Л. Головлева. ˗ М.: Академический Проект, Деловая книга, 2018. ˗ 352 c.
7. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия / Дж. Кин. – М., 2017.
8. Коханая, Ольга Евгеньевна Массовая Коммуникация В Процессах Самоорганизации Социума: Тезисы / Коханая Ольга Евгеньевна. ˗ Москва: Мир, 2015. ˗ 958 c.
9. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество / М.М. Назаров. ˗ М.: Аванти плюс, 2017. ˗ 432 c.
10. Ноэль˗Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль˗Нойман. – М., 2016.
11. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.; Киев: Рефл˗бук: Ваклер: 2017. – 651с.
12. Романов, А. А. Массовые коммуникации / А.А. Романов, Г.А. Васильев. ˗ М.: Вузовский учебник, Инфра˗М, 2016. ˗ 240 c.
13. Тавокин, Е. П. Массовая коммуникация. Сущность и состояние в современной России. Учебное пособие / Е.П. Тавокин. ˗ Москва: Мир, 2016. ˗ 200 c.
14. Федотова, Л.Н. Анализ содержания ˗ социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л.Н. Федотова. ˗ М.: Научный мир, 2018. ˗ 214 c.
15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.: Прайм˗ЕВРОЗНАК: 2016. – 448с.
16. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М., 2017.
17. Шарков, Ф. И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков. ˗ М.: Дашков и Ко, 2017. ˗ 320 c.