Введение
Глава I. Законодательное определение понятие соучастия и эксцесса исполнителя в соучастии
Глава II. Объективные признаки соучастия
2.1. Количественный признак соучастия в преступлении
2.2. Качественный признак соучастия в преступлении
Глава III. Субъективные признаки соучастия в преступлении
3.1. Единство умысла соучастников
3.2. Соучастие в умышленном преступлении
Глава IV. Формы и виды соучастия
4.1. Формы соучастия
4.2. Виды соучастия. Эксцесс исполнителя
Заключение
Список использованной литературы
Приложения 1,2,3
Актуальность темы. Политические и социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, породили, наряду с положительными моментами, и целый ряд отрицательных последствий. К их числу следует отнести, в частности, рост преступности за последние годы, изменение ее структуры.
В настоящее время самым распространенными преступлениями являются посягательства против собственности. В общей структуре преступности их доля превышает 60%. Среди преступлений против собственности, одним из наиболее тяжких является грабеж, за совершение которого по ч.3 ст.161 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок до 12 лет. За разбой – по ч. 4 ст.162 УК – лишение свободы до 15 лет.
Почти половину всех зарегистрированных преступлений (42,4%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи, грабежа, разбоя. Каждая четвёртая кража, каждый двадцать второй грабеж, и каждое шестнадцатое разбойное нападение были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище[1].
Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практики применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности.
Так, согласно статистике преступлений за январь – март 2015 г., каждое второе (47,4%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое четвёртое (27,0%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать второе (4,5%) – несовершеннолетними или при их соучастии.
Организованными группами или преступными сообществами совершено 5,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+10,3%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий увеличился с 6,1% в январе - марте 2015 года до 7,3%.[2]
Множество преступлений совершается в соучастии.[3]
В соответствии со статьей 35 УК РФ, «преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора»
Понятие соучастия, его законодательное определение раскрывается в главе 7 Уголовного кодекса РФ. Статья 32 УК РФ определяет соучастие как умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.
В то же время, действий исполнителя преступления, не согласованные с соучастниками и повлекших за собой последствия, наступление которых не оговаривалось ранее, может носить характер эксцесса исполнителя.
Статья 36 УК РФ уточняет, что эксцессом исполнителя признается совершение действий, повлекших за собой последствия, которые не охватывались умыслом других соучастников. Именно поэтому за эксцесс исполнителя соучастники никакой ответственности нести не будут. В судебной практике существует множество таких примеров, о чем указывается в судебном приговоре. В то же время, суды не всегда учитывают данную норму уголовного закона, о чем свидетельствуют апелляционные обжалования.
Всем вышеизложенным так же обозначена актуальность темы.
Понятие эксцесса исполнителя закреплено законодательно.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются отношения, сформировавшиеся в процессе исследования понятия эксцесса исполнителя.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые основы и судебная практика в сфере соучастия в преступлении и эксцесса исполнителя.
Целью данной работы является исследование проблемы и сущности соучастия в уголовном законодательстве РФ, а именно, эксцесса исполнителя.
Задачи работы следующие:
- раскрыть содержание понятия соучастия и эксцесса исполнителя в соучастии;
- проанализировать объективные и субъективные признаки соучастия;
- выявить формы и виды соучастия;
- уточнить юридическую природу соучастия и эксцесса исполнителя в соучастии.
Для достижения вышеуказанных целей и задач исследованы научные изыскания таких авторов, как Ф.Г. Бурчака, Р.Р. Галиакбарова, М.И.Ковалева, С.Ф. Милюкова, А.В. Наумова, А.И. Рарога, Н.С. Таганцева, и других авторов по уголовному праву.
Нормативно-правовая база курсовой работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Уголовный Кодекс РФ, другие федеральные законы, и нормативные источники.
Эмпирической основой являются статистические данные, показатели и судебная практика за 2014-2015гг.
Методами исследования выступают метод изучения и анализа научной литературы, статистический метод, исторический, анализ и синтез, сравнение. В частности, использован системный анализ, формально – юридический и сравнительно-правовой методы.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава I. Законодательное определение понятие соучастия и эксцесса исполнителя в соучастии
Понятие соучастия, его законодательное определение раскрывается в главе 7 Уголовного кодекса РФ. Статья 32 УК РФ определяет соучастие как умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Из данного определения следует, что для соучастия характерно участие в одном и том же преступлении двух и более лиц, вменяемых и достигших возраста уголовной ответственности; совместность их участия в преступлении; умышленный характер деятельности соучастников.
Новое определение более точно отражает понятие соучастия. Если в статье 17 УК РСФСР 1960 г. соучастие понималось как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления», то ст. 32 УК РФ конкретизирует его словами: «в совершении умышленного преступления». Сделано это для того, чтобы положить конец дискуссиям в теории и на практике относительно возможности соучастия в неосторожном преступлении. Это уточнение формы вины соучастного преступления имеет содержательный характер, оно исключает умышленное соучастие в неосторожном преступлении.
УК РФ существенно расширил регламентацию института соучастия, введя новые, ранее неизвестные, нормы, в которых дается определение видов соучастников и форм соучастия, в том числе и новой - преступного сообщества (преступной организации). Кроме того, сформулированы правила квалификации соучастия, предусмотрена норма об эксцессе исполнителя (ст. 33-36 УК РФ), а групповое совершение преступления предусмотрено в качестве обстоятельства, отягчающего наказание (п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ). Статья 36 УК РФ уточняет, что эксцессом исполнителя признается совершение действий, повлекших за собой последствия, которые не охватывались умыслом других соучастников. Именно поэтому за эксцесс исполнителя соучастники никакой ответственности нести не будут.Ярким примером эксцесса исполнителя является следующая ситуация. «Подельники решили ограбить ювелирный магазин, заранее распределили роли и обговорили план преступления. Однако во время кражи в магазине оказался сторож, которого убивает исполнитель. Другие участники об этом ничего не знают; эта информация становится доступной только в ходе судебного разбирательства. Именно поэтому за данное убийство ответственность будет нести лишь исполнитель. В данном случае имел место качественный эксцесс исполнителя, то есть исполнитель совершил действия, которые не оговаривались соучастниками». Или, например, когда исполнитель совершает такие же действия, как и соучастники, но причиняет более тяжкий вред, чем тот, который был предусмотрен сговором. Например, при совершении кражи чужого имущества исполнитель применил насилие к потерпевшему — и вместо кражи налицо разбой.В УК РСФСР 1960 г. было две статьи о соучастии, одна из них ст. 18 внесена только в 1994 г. Кодекс явно отставал от реальной потребности борьбы с организованными формами преступности. За весь период действия УК РСФСР 1960 г. в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Но, несмотря на это, Уголовный кодекс не мог удовлетворить требования, выдвигаемые сегодня, в связи, с чем появилась необходимость издания нового Уголовного кодекса.
В УК РФ, принятом 24 мая 1996 г., институт соучастия выделен в главу VII, в которой пять статей (ст. 32-36 УК РФ) определяют: общее понятие соучастия, его формы, виды соучастников, а также основание для их ответственности, всего - 17 частей (наибольшее для норм настоящего кодекса). Законодателями сделан серьезный шаг вперед, по сравнению с институтом соучастия в редакции предыдущего уголовного кодекса, в направлении большей детализации характера действий каждого из соучастников, дополнении Общей части УК понятиями о формах организованного соучастия.
Существо соучастия Н.С.Таганцев выразил следующим образом: «...к соучастию относятся лишь те совершенно своеобразные случаи стечения преступников, в коих является солидарная ответственность всех за каждого и каждого за всех; в силу этого условия учение о соучастии и получает значение самостоятельного института»[4].
Исторически функция института соучастия, прежде всего, выражалась в обосновании уголовной ответственности лиц, которые сами непосредственно преступления не совершали, но в различных формах оказывали содействие его выполнению. В уголовном законодательстве это достигалось путем определения видов соучастников и дифференциации их ответственности.
Таким образом, закрепляя понятие соучастия в законе, законодатель определяет круг деяний, которые непосредственно не предусмотрены в нормах Особенной части УК, но которые представляют общественную опасность.
Институт соучастия в преступлении обоснованно признается одним из наиболее сложных в уголовном праве. На протяжении многих лет ему уделялось большое внимание в науке уголовного права, однако до настоящего времени вопрос о понятии соучастия нельзя назвать окончательно решенным.
Еще в 1902 году видный русский ученый профессор Н. С. Таганцев писал, что «учение о соучастии находится в хаотическом состоянии»[5]. Более чем через 80 лет профессор Ф. Г. Бурчак констатирует, что «вопрос о понятии соучастия, несмотря на многочисленную литературу, относится к числу спорных»[6].
Известный российский ученый Г.Е.Колоколов отмечал, что соучастие составляет венец общего учения о преступлении и справедливо считается труднейшим разделом уголовного права.
Таким образом, вопрос о формах и видах соучастия, экцессе исполнителя закреплен в действующем УК РФ.