Глава 1. Теоретические основы формирования и использования расходов коммерческого банка
1.1. Понятие, сущность и методы формирования расходов коммерческого банка
Для изучения теоретических основ формирования финансового результата банка необходимо ознакомиться с понятием коммерческого банка, его спецификой и спектром предоставляемых услуг.
Коммерческие банки являются посредниками, которые вводят других участников рынка (например, промышленность, торговлю, финансовый сектор, домашние хозяйства, правительство) в рыночную экономику, предлагая им услугу движения денежных средств. Точно так же, в отличие от других небанковских структур, банки в первую очередь предоставляют средства для страны.
Коммерческие банки являются активным элементом рыночной экономики, собирая средства юридических и физических лиц, руководствуясь тремя принципами (компенсация, компенсация и срочность) в дополнение к предоставлению услуг, комиссионных и брокерских услуг, обмена валюты, ценных бумаг и т. Д.
Расход - это использование средств направленное на использование производственной и непроизводственной деятельности. Расходы коммерческих банков это использование ресурсов, необходимых для осуществления всех видов банковской деятельности. Они делятся по типу урока, характеру, периоду, к которому они принадлежат, и методу учета.
Есть ряд особенностей, которые отличают коммерческие банки от других коммерческих предприятий. Одна из основных характеристик банков - это их готовность идти на риск.
Рассмотрим ряд характеристик, отражающих риски компании:
- банки проводят операции с крупными активами, имеющими собственную рыночную стоимость, падение которой может повлиять на платежеспособность и капитал;
- заемные средства, которые в случае низкого отношения капитала к общей сумме или непредвиденных обстоятельств, вызванных внешними факторами, могут привести к потере ликвидности, потере доверия вкладчиков или даже банкротству
- Банки являются неотъемлемой частью национальной и международной расчетной системы, что означает системный риск.
Расходы коммерческого банка представляют собой затраты на банковские операции и содержание организации, выраженные в денежном выражении.
Банковские сборы имеют разные классификации. По форме квитанции расходы делятся на:
- процентные;
- непроцентные.
По экономическому содержанию принято делить расходы на:
- операционные;
- неоперационные (иначе их называют функциональными);
По периодичности возникновения расходы коммерческих банков бывают:
- текущие;
- единовременные.
По видам деятельности расходы делятся:
- по привлеченным ресурсам;
- по операциям с ценными бумагами;
- по операциям с иностранной валютой;
- по расчетно-кассовым операциям
- по обеспечению функционирования банка.
Процентные расходы включают:
- проценты, которые банк заплатил за полученные ресурсы;
- остатки средств на расчетных счетах и депозитах физических и юридических лиц;
- проценты по переводным векселям, облигациям, депозитным сертификатам и выпущенным сберегательным векселям.
Важно отметить, что процентные платежи составляют самую большую часть структуры затрат коммерческого банка. Считается, что этот вид затрат составляет около 70%.
Непроцентные расходы включат в себя:
- расходы, которые носят спекулятивный характер;
- расходы за переоценку активов;
- штрафы, пени и неустойки.
К непроцентным расходом относятся и расходы на содержание персонала и аппарата управления.
Операционные расходы включают в себя:
- расходы в виде уплаты процента за привлеченные ресурсы;
- комиссии, уплаченные банком по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой;
- расходы на содержание административно-управленческого персонала;
- хозяйственные расходы;
- расходы за инкассацию;
- амортизационные отчисления;
- арендная плата;
- расходы на эксплуатацию зданий, оборудования, транспорта;
- канцелярские расходы.
Не операционные расходы делятся на:
- расходы прошлых лет, выявленных в отчетном году;
- пени, штрафы, неустойки;
- от списания активов и невзысканной дебиторской задолженности;
- от списания недостач материальных ценностей.
Прочие расходы могут включать в себя:
- расходы на рекламу,
- командировочные,
- на подготовку кадров,
- расходы на рекламу и по аудиторским проверкам.
Комиссионные расходы означают оплату комиссионных за операции с ценными бумагами и иностранной валютой, в том числе за услуги по операциям в точках продаж и выставлению счетов. [3, с. 320-330]
Рассмотрим классификацию расходов банка в виде таблицы.
Таблица 1 – Классификация расходов коммерческого банка
Признак классификации Расходы
По форме получения Процентные
Непроцентные
По экономическому содержанию Операционные
Не операционные (функциональные)
По периодичности возникновения Текущие
Единовременные
По видам деятельности По привлеченным ресурсам
По операциям с ценными бумагами
По операциям с иностранной валютой
По расчетно-кассовым операциям
По обеспечению функционирования банка
Сумму затрат и отдельные виды затрат невозможно оценивать исключительно на основании их абсолютного размера или скорости их роста. С ростом и развитием коммерческого банка ваши активы увеличиваются, а вместе с ними и абсолютная сумма расходов. Поэтому для оценки и выявления закономерностей тех или иных видов затрат используются так называемые относительные показатели стоимости одного рубля активов.
Разделив расходы на непроцентные, стабильные, изменчивые, операционные и другие расходы, мы можем определить основные драйверы роста затрат и найти способы их снижения.
Следующие меры могут снизить банковские расходы:
- снижение качества депозитов (например, межбанковских кредитов) и увеличение клиринговых, депозитных и текущих счетов клиентов;
- снижение процентных расходов;
- максимально возможное, но экономически оправданное снижение затрат, не представляющих интереса;
- минимизация налогов;
- более эффективное использование банковских расходов (например, улучшение условий труда сотрудников, внедрение новых технологий);
- снижение нефункциональных затрат;
- усовершенствовать механизм управления расходами банка в целом.
Процентная маржа - это разница между процентным доходом и процентным расходом. Считается, что это основной источник прибыли коммерческого банка. Включая налоги, убытки от спекулятивных операций.
Есть несколько факторов, которые могут повлиять на размер процентной маржи:
- объем кредитных заявок, а также других активных операций, которые могут приносить процентный доход;
- проценты по активным сделкам;
- проценты по пассивным сделкам;
- разница между процентными ставками между активными и пассивными сделками (спред);
- беспроцентные займы в кредитном портфеле коммерческого банка;
- количество сделок с рискованными активами, которые могут принести процентный доход;
- стоимость, которая представляет собой отношение между собственными ресурсами и привлеченными;
- методика начисления и начисления процентов в банке и др. [4, с. 420-430]