Курсовая работа|Макроэкономика

Чистая монополия: экономические и социальные последствия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 43

ВВЕДЕНИЕ

1 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ КАК МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

1.1 Теоретические предпосылки модели чистой монополии

1.2 Установление объема производства и цены фирмой-монополистом

2 ПОСЛЕДСТВИЯ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Экономические и социальные издержки чистой монополии

2.2 Цели, направления и методы антимонопольного регулирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Все цивилизованные страны, включая Российскую Федерацию, заинтересованы в построении идеальной модели социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, равенство участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах поведения на рынке, недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную возможность входа (выхода) на рынок. Один из важных элементов для достижения такого состояния рыночной экономики – наличие свободной конкуренции, правовая основа, создающая гарантии для существования конкуренции, – антимонопольное законодательство.

Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.

Вместе с тем, в России присутствуют и рыночные структуры, функционирующие в условиях естественной монополии, которая формирует определенные условия, принципы и модели принятия решений для фирмы на отраслевых рынках.

Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством, иными федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации.

Актуальность данной темы заключается в том, что законодатель создает единую систему правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства. 

Объект исследования: монополистическая деятельность.

Предмет исследования: чистая монополия как модель конкурентного ырнка.

Цель курсовой работы – проанализировать основные экономические и социальные последствия функционирования модели чистой монополии.

Задачи работы:

  • изучить теоретические предпосылки модели чистой монополии;
  • охарактеризовать установление объема производства и цены фирмой-монополистом;
  • рассмотреть экономические и социальные издержки чистой монополии;
  • изучить цели, направления и методы антимонопольного регулирования.

Теоретическую основу курсовой работы составили работы российских и зарубежных учёных, специалистов-практиков по проблемам экономических и социальных последствий чистой монополии.

В ходе исследования были использованы метод контент-анализа нормативных актов РФ, иных литературных источников по теме исследования, метод классификации и структуризации, сравнительный метод и другие.

Структурно, курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.

 

1 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ КАК МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

1.1 Теоретические предпосылки модели чистой монополии

Монополия – (от греч. monos – единственный, один и poleo – продаю), исключительное право государства, организации, фирмы и т.п. на производство, продажу чего-либо или на деятельность в какой-либо сфере общественной жизни [25, c. 114].

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещённые антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью [29, c. 193].

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. При этом конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [28, c. 75].

На рисунке 1 представлены основные виды монополий.

Рисунок 1 – Виды монополий [17, c. 93]

Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монополистического рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа [17, c. 93].

Целями создания государственных монополий являются:

  • защита экономических интересов государства и потребителей;
  • укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства;
  • ограничение свободного оборота определённых товаров (наркотических средств и т.д.) [17, c. 93].

Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Например, в соответствии с п.3 ст.10 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов [7].

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [21, c. 156].

Закон устанавливает следующие признаки (так называемые естественные основания) таких монополий:

  • существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;
  • товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
  • спрос на данном товарном рынке на товары, производи­мые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [5].

Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам явля­ется неэффективной вследствие того, что один субъект предпри­нимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько кон­курентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельно­сти приобрела правовой статус естественной монополии, необхо­димо признание ее в качестве таковой со стороны государства [18, c. 68].

Существует перечень сфер деятельности, в которых обычно введен режим естественной монополии:

  • транспортировка неф­ти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транс­портировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевоз­ки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услу­ги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей [22, c. 245].

Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени [17, c. 94].

Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости от формы ее закрепления. От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную. От количества участников – подразделяется на индивидуальную и коллективную. От субъектного состава – осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. Эта классификация не является исчерпывающей. В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года предусматриваются основные виды монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.

Монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта хозяйствования направленные на:

  • создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;
  • изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
  • установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
  • заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
  • заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
  • заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
  • применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • осуществление иных действий (бездействие), приводящих к указанным результатам [6].

Государственным органам запрещается осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинения вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования, такие как: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности, ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки [19, c. 115].

  1.  HYPERLINK "http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/" Конституци.я .
  2. Указ Президент.а РФ о.т 09.03.2004 № 314 (ред. о.т 20.11.2020) «О системе .и структуре федеральны.х органов исполнительно.й власти».
  3. Кодекс Российско.й Федераци.и об административны.х правонарушения.х о.т 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. о.т 08.12.2020).
  4. Уголовны.й кодекс Российско.й Федераци.и о.т 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. о.т 08.12.2020.)
  5.  HYPERLINK "http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/" Федеральны.й ».
  6. Федеральны.й закон о.т 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. о.т 22.12.2020) «О защите конкуренции».
  7. Федеральны.й закон о.т 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. о.т 23.06.2020) «О драгоценны.х металла.х и драгоценны.х камнях».
  8. Федеральны.й закон о.т 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. о.т 16.10.2017) «О финансово.й аренде (лизинге)».
  9. Федеральны.й закон о.т 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. о.т 08.12.2020) «О негосударственны.х пенсионны.х фондах».
  10. Закон РФ о.т 07.02.1992 № 2300-1 (ред. о.т 08.12.2020) «О защите прав потребителей».
  11. Закон РФ о.т 27.11.1992 № 4015-1 (ред. о.т 22.12.2020) «Об организаци.и страховог.о дел.а в Российско.й Федерации».
  12. Проек.т Приказ.а МВД Росси.и о.т 16.03.2015 № 340 (п.о состоянию н.а 01.03.2017) «Об утверждени.и Типовог.о положени.я о подразделени.и экономическо.й безопасност.и и противодействи.я коррупци.и территориальног.о орган.а Министерств.а внутренни.х дел Российско.й Федераци.и н.а регионально.м уровне .и о внесени.и изменени.й в Положение .о Главно.м управлени.и экономическо.й безопасност.и и противодействи.я коррупци.и Министерств.а внутренни.х дел Российско.й Федерации, утвержденное приказо.м МВД России».
  13. Основы законодательств.а Российско.й Федераци.и о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. о.т 01.04.2020).
  14. Басовский, Л.Е. Экономическа.я теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовска.я и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 192 c.
  15. Белкина, Е.Н. Монополи.я – «за» .и «против». Двойственна.я роль монополи.и / Е.Н. Белкина, Д.А. Киселев.а // Нова.я наука: о.т иде.и к результату. – 2018. – № 3. – С. 96-99.
  16. Величко, Е.Л. Монополи.и и особенност.и и.х развити.я в современны.х условия.х рынк.а / Е.Л. Величк.о // РоСМУ. – 2018. – № 11. – С. 26-34.
  17. Гарнов, М.Г. Понятие монополии. Виды монополии. Регулирование монополи.и / М.Г. Гарнов // Фундаментальные основы инновационног.о развити.я наук.и и образования. Сб. трудов конференции. – 2018. – № 3. – С. 92–95.
  18. Журавлева, Г.П. Экономическа.я теория. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. – М.: Инфра-М, 2019. – 160 c.
  19. Каминка, А.И. Основы предпринимательског.о прав.а / А.И. Каминка. – М.: Зерцало-М, 2015. – 320 с.
  20. Курс экономик.и дл.я бакалавров : учеб. пособие / Е.А. Третьякова, О.В. Буторина, Ю.В. Дубровская, Т.Л. Лепихина, М.Ю. Осипов.а ; под ред. д-р.а экон. наук, проф. Е.А. Третьяковой. – Пермь : Изд-в.о Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. – 422 c.
  21. Мэнкью, Н Микроэкономик.а / Н. Мэнкью, М. Тейлор. – СПб: Изд-в.о Питер, 2016 – 544 с.
  22. Панкратов, Ф.Г. Коммерческа.я деятельность: Учебник / Панкратов Ф.Г. – 13-е изд., перераб. .и доп. – М. :Дашков .и К, 2017. – 500 с.
  23. Попондопуло, В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник / В.Ф. Попондопуло. – 4-е изд., перераб. .и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 608 с.
  24. Радченко, Т. Перераспределительные эффекты антимонопольно.й политик.и / Т. Радченк.о // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – C.65 – 88.
  25. Стальская, А.С. Монополи.я и конкуренция. Чиста.я монополи.я / А.С. Стальска.я // Вестник современно.й науки. – 2017. – № 1. – С. 114-115.
  26. Тарануха, Ю.В. Микроэкономик.а : учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. – 3-е изд., стер. – М. : Кнорус, 2016. – 320 с.
  27. Третьякова, Е.А. Управленческа.я экономика. Учебник .и практику.м / Е.А. Третьякова. – М.: Спектр, 2018. – 288 с.
  28. Хохлова, И.В. Предпринимательска.я деятельность. Конспек.т лекци.й / И.В. Хохлова. – М.: А-Приор, 2019. – 206 c.
  29. Бутырина, К.А. Естественна.я монополи.я в России: проблемы государственног.о регулировани.я [Электронны.й ресурс] / К.А. Бутырина, А.С. Краснова. // Молодо.й ученый. – 2020. – № 49 (339). – С. 193-195. – Режи.м доступа: https://moluch.ru/archive/339/75964/ (дат.а обращения: 25.12.2020).
  30. Носова, С.С. Экономика: лекци.и [Электронны.й ресурс]. – Режи.м доступа: https://www.intuit.ru/goods_store/ebooks/9954 (дат.а обращения: 15.12.2020).
  31. Федеральна.я антимонопольна.я служб.а РФ –  [Электронны.й ресурс]. – Режи.м доступа: https://raexpert.ru  (дат‑а обращения: 20.12.2020).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Макроэкономика
2016 год 31 стр.
Курсовая Частная собственность на землю в РФ: за и против
Polinkaaa
Курсовая работа Макроэкономика
2013 год 32 стр.
Курсовая Денежно-кредитная политика государства
Telesammit
Курсовая работа Макроэкономика
2013 год 31 стр.
Курсовая работа на тему: «Экономический рост»
Telesammit
Курсовая работа Макроэкономика
2015 год 27 стр.
Курсовая Макроэкономическая политика
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское