ВВЕДЕНИЕ
1 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ КАК МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА
1.1 Теоретические предпосылки модели чистой монополии
1.2 Установление объема производства и цены фирмой-монополистом
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические и социальные издержки чистой монополии
2.2 Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Все цивилизованные страны, включая Российскую Федерацию, заинтересованы в построении идеальной модели социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, равенство участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах поведения на рынке, недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную возможность входа (выхода) на рынок. Один из важных элементов для достижения такого состояния рыночной экономики – наличие свободной конкуренции, правовая основа, создающая гарантии для существования конкуренции, – антимонопольное законодательство.
Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.
Вместе с тем, в России присутствуют и рыночные структуры, функционирующие в условиях естественной монополии, которая формирует определенные условия, принципы и модели принятия решений для фирмы на отраслевых рынках.
Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством, иными федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации.
Актуальность данной темы заключается в том, что законодатель создает единую систему правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства.
Объект исследования: монополистическая деятельность.
Предмет исследования: чистая монополия как модель конкурентного ырнка.
Цель курсовой работы – проанализировать основные экономические и социальные последствия функционирования модели чистой монополии.
Задачи работы:
- изучить теоретические предпосылки модели чистой монополии;
- охарактеризовать установление объема производства и цены фирмой-монополистом;
- рассмотреть экономические и социальные издержки чистой монополии;
- изучить цели, направления и методы антимонопольного регулирования.
Теоретическую основу курсовой работы составили работы российских и зарубежных учёных, специалистов-практиков по проблемам экономических и социальных последствий чистой монополии.
В ходе исследования были использованы метод контент-анализа нормативных актов РФ, иных литературных источников по теме исследования, метод классификации и структуризации, сравнительный метод и другие.
Структурно, курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
1 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ КАК МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА
1.1 Теоретические предпосылки модели чистой монополии
Монополия – (от греч. monos – единственный, один и poleo – продаю), исключительное право государства, организации, фирмы и т.п. на производство, продажу чего-либо или на деятельность в какой-либо сфере общественной жизни [25, c. 114].
Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещённые антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью [29, c. 193].
Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. При этом конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [28, c. 75].
На рисунке 1 представлены основные виды монополий.
Рисунок 1 – Виды монополий [17, c. 93]
Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монополистического рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа [17, c. 93].
Целями создания государственных монополий являются:
- защита экономических интересов государства и потребителей;
- укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства;
- ограничение свободного оборота определённых товаров (наркотических средств и т.д.) [17, c. 93].
Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.
Например, в соответствии с п.3 ст.10 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов [7].
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [21, c. 156].
Закон устанавливает следующие признаки (так называемые естественные основания) таких монополий:
- существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;
- товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
- спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [5].
Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела правовой статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства [18, c. 68].
Существует перечень сфер деятельности, в которых обычно введен режим естественной монополии:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей [22, c. 245].
Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени [17, c. 94].
Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости от формы ее закрепления. От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную. От количества участников – подразделяется на индивидуальную и коллективную. От субъектного состава – осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. Эта классификация не является исчерпывающей. В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года предусматриваются основные виды монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.
Монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта хозяйствования направленные на:
- создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;
- изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
- установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
- заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
- заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
- заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
- применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- осуществление иных действий (бездействие), приводящих к указанным результатам [6].
Государственным органам запрещается осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинения вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования, такие как: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности, ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки [19, c. 115].