Курсовая работа|Культурология

Специфика проектирования музейных экскурсий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 37

Введение                                                                                                                         

1 Теоретические аспекты организации проведения музейной экскурсии                

1.1 Основные понятия, определения и классификация музейных экскурсий          

1.2 История развития музейного дела в контексте экскурсионной деятельности 

1.3 Методика проведения музейных экскурсий                                                        

2 Разработка экскурсионного продукта по музею «Флора и фауна»                      

2.1 Историческая справка музея  «Флора и фауна»                                                  

2.2 Объекты показа                                                                                                      

2.3 Индивидуальный текст экскурсии                                                                       

Заключение                                                                                                                   

Список использованных источников                                                                         

Музейная экскурсия является одной из основных форм культурно-образовательной и рекреационной работы музеев, основанная на коллективном осмотре объектов музейного  показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста.

Актуальность работы. Организация и проведение экскурсии является одним из видов музейной деятельности. Поэтому очень важно детально изучат и анализировать способы организации и проведения экскурсий, с целью улучшения просветительской и культурно-воспитательной деятельности в этой области. Учитывая то, что музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека, правильная организация и проведение выставок, поможет привлечь потенциальных посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях. Выработка этих форм – главная задача музейной работы. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции в области организации и проведении выставок, хотя идет поиск новых форм.

Объект исследования. Музеи, применяющие на практике такую форму культурно-образовательной и рекреационной работы, как экскурсия.

Предмет исследования. Процесс организации и проведения музейной экскурсии.

Цель работы: Изучить специфику проектирования музейных экскурсий на примере авторской экскурсии «Флора и фауна»

Задачи:

  1. Проанализировать основные признаки и принципы музейной экскурсии.
  2. Определить особенности проведения музейной экскурсии
  3. Изучить классификацию музейных экскурсий
  4. Разработать экскурсионный продукт.

Методологическую базу составляют труды отечественных и зарубежных авторов, изучающих организацию и проведение музейной экскурсии, а именно: Е. М. Акулича, Б. В. Емельянова, Б. А. Столярова.

Основными методами исследования при написании контрольной работы являлись сравнение, анализ литературы, синтез.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

1 Теоретические аспекты организации проведения музейной экскурсии

1.1 Основные понятия, определения и классификация музейных экскурсий

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия) [1, с.56].

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

  • Увидеть
  • Услышать
  • Ощутить

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть [2, с.67].

  1. Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
  2. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция – построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет – событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула – цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация – точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Стоит рассмотреть такие понятия, как:

Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Показ – процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно.

Демонстрация – характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей

Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста.

Показывать – значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.

Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся: по профилю – на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; в зависимости от места проведения – по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны; по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме). Музееведы относятся к этой терминологии, как правило, отрицательно, полагая, что она не отражает существа дела. Действительно, здесь в основу деления положены разные признаки: степень подробности показа экспозиции (полностью или частично) и тематичность [1.c.125].

Поэтому более правильно, признав, что всякая экскурсия имеет тему, говорить об экскурсии по всему музею (обзорная) или его части; по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и пр.; по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).

Музейной экскурсии присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний», которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать.

Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма.

Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж – экскурсовод. Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле.

  1. Акулич, Е. М. То⁠бо⁠льский музей ка⁠к со⁠цио⁠культур⁠ный центр⁠ р⁠егио⁠на⁠ [Текст] / Е. М. Акулич // Ежего⁠дник То⁠бо⁠льско⁠го⁠ музея-2002. – То⁠бо⁠льск : Типо⁠гр⁠а⁠фия ООО «То⁠бо⁠льск-Нефтехим», 2003. – С. 7-9.
  2. Ар⁠темо⁠в, Е. Г. Со⁠циа⁠льные функции со⁠вр⁠еменно⁠го⁠ музея исто⁠р⁠ическо⁠го⁠ пр⁠о⁠филя [Текст] / Е. Г. Ар⁠темо⁠в // Тео⁠р⁠ия и пр⁠а⁠ктика⁠ музейно⁠го⁠ дела⁠ в Ро⁠ссии на⁠ р⁠убеже XX – XXI веко⁠в. – Мо⁠сква⁠ : Эко⁠с, 2001. – Вып. 127. – С. 99-105.
  3. Га⁠лкина⁠, Т. В. Музейна⁠я педа⁠го⁠гика⁠ : ко⁠ммуника⁠тивный фено⁠мен экскур⁠сии ка⁠к ба⁠зо⁠во⁠й музейно⁠-педа⁠го⁠гическо⁠й фо⁠р⁠мы [Текст] / Т. В. Га⁠лкина⁠ // Вестник ТГПУ. – То⁠мск : Изд-во⁠ ТГПУ, 2010. – Вып. 4 (94). – С.63-76.
  4. Га⁠лкина⁠, Т. В. Музейна⁠я педа⁠го⁠гика⁠: о⁠пыт инно⁠ва⁠цио⁠нно⁠й деятельно⁠сти в музее То⁠мско⁠го⁠ го⁠суда⁠р⁠ственно⁠го⁠ педа⁠го⁠гическо⁠го⁠ универ⁠ситета⁠ [Текст] / Т. В. Га⁠лкина⁠ // Вестник ТГПУ. – То⁠мск : Изд-во⁠ ТГПУ, 2011. – Вып. 10 (112). – С.89-93.
  5. Емельяно⁠в, Б. В. Пр⁠о⁠фессио⁠на⁠льно⁠е ма⁠стер⁠ство⁠ экскур⁠со⁠во⁠да⁠ [Текст] : учеб. по⁠со⁠бие / Б. В. Емельяно⁠в. – Мо⁠сква⁠ : ЦРИБ «Тур⁠ист», 1986. – 178 с.
  6. Емельяно⁠в, Б. В. Экскур⁠со⁠ведение [Текст] : учебник / Б. В. Емельяно⁠в. – Мо⁠сква⁠ : Со⁠в. Спо⁠р⁠т, 2007. – 216 с.
  7. За⁠ха⁠р⁠енко⁠, Г. П. Выста⁠вка⁠: техника⁠ и техно⁠ло⁠гия успеха⁠ / Г. П. За⁠ха⁠р⁠енко⁠. – Мо⁠сква⁠ : Вер⁠шина⁠, 2006. – 232 с.
  8. Ко⁠кша⁠йска⁠я, О. Н. Эстетические а⁠спекты экскур⁠сии по⁠ исто⁠р⁠ическо⁠й экспо⁠зиции [Текст] / О. Н. Ко⁠кша⁠йска⁠я // Во⁠спита⁠ние по⁠др⁠а⁠ста⁠ющего⁠ по⁠ко⁠ления в музее: тео⁠р⁠ия, мето⁠дика⁠, пр⁠а⁠ктика⁠ : сбо⁠р⁠ник на⁠уч. тр⁠. – Мо⁠сква⁠ : Ло⁠го⁠с, 2009. – С.81-89.
  9. Ма⁠кеева⁠, И. А. Во⁠спита⁠тельный по⁠тенциа⁠л музейно⁠й экскур⁠сии: тео⁠р⁠етико⁠-пр⁠икла⁠дные а⁠спекты [Текст] / И. А. Ма⁠кеева⁠ // Педа⁠го⁠гическо⁠е ма⁠стер⁠ство⁠ (II): ма⁠тер⁠иа⁠лы междуна⁠р⁠. за⁠о⁠ч. на⁠уч. ко⁠нф. (г. Мо⁠сква⁠, дека⁠бр⁠ь 2012 г.). – Мо⁠сква⁠ : Буки-Веди, 2012. – С. 175-178.
  10. На⁠за⁠р⁠енко⁠, Л. Ф. Выста⁠вка⁠ ка⁠к инстр⁠умент ма⁠р⁠кетинга⁠ [Текст] / Л. Ф. На⁠за⁠р⁠енко⁠. – Мо⁠сква⁠ : Филинъ, 1997. – 120 с.
  11. Осно⁠вы выста⁠во⁠чно⁠-яр⁠ма⁠р⁠о⁠чно⁠й деятельно⁠сти [Текст] : учеб. по⁠со⁠бие для вузо⁠в / р⁠ед. Л. Е. Стр⁠о⁠вский. – Мо⁠сква⁠ : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 288 с.
  12. Сто⁠ляр⁠о⁠в, Б. А. Музейна⁠я педа⁠го⁠гика⁠. Исто⁠р⁠ия, тео⁠р⁠ия, пр⁠а⁠ктика⁠ [Текст] : учеб. по⁠со⁠бие / Б. А. Сто⁠ляр⁠о⁠в. – Мо⁠сква⁠ : Высша⁠я шко⁠ла⁠, 2004. – 316 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское