ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Исследование рынка онлайн-школ по программам личностного роста и его ключевых участников
- Общая характеристика рынка онлайн-школ по программам личностного роста, анализ основных трендов и потребительских предпочтений, барьеры развития рынка
- Выявление предпринимательских возможностей и описание бизнес-идеи
- Ключевые характеристики деятельности ООО «Искусство жизни»
Глава 2. План-обоснование реализуемой бизнес-идеи
2.1. Маркетинговое обоснование бизнес-идеи: стратегия, тактика, и прогноз продаж нового продукта
2.2. Производственное и финансовое обоснование бизнес-идеи
Заключение
Список использованных источников литературы
Приложения
Пандемия коронавируса породила глобальный кризис с серьезными социальными, экономическими и духовными последствиями. Устойчивость в эти трудные времена будет проверяться не только тем, как общество борется с распространением вируса, но и тем, как мы извлекаем максимум пользы из этих обстоятельств. Программа личностного роста «Счастье», которой обучались более 300 миллионов людей по всему миру, будет адаптирована к новой онлайн-платформе, доступной из любой точки мира. Первоначально программа будет создана занятым медицинским работникам, он в последствии станет доступна всем. Covid-19 увеличивает уровень депрессии и стресса. Обученные преподаватели факультета искусства жизни готовы проводить многочисленные онлайн-сессии, чтобы предоставить людям доступ к инструментам для снятия тревоги и стресса, не выходя из дома.
Фитнес-индустрия пострадала от коронавируса одной из первых. В период пандемии обеспечить безопасность людей, активно занимающихся спортом в закрытом помещении, практически невозможно. Поэтому 300 000 фитнес-клубов, а также различные профильные студии (йоги, танцев, единоборств и т.д.) — всего около миллиона организаций по всему миру — остановили свою работу с введением первых карантинных мер. Бизнес объемом более $368 млрд оказался без основного (а в большинстве случаев — единственного) источника дохода.
Российский рынок фитнес-клубов оценивается в 160 млрд рублей, по сравнению с развитыми странами он совсем небольшой. Исследование РБК показало, что фитнес-индустрия — одна из немногих бизнес-сфер, где в 2019-м увеличились темпы роста, в отличие от общепита, частной медицины и салонов красоты. Позитивную оценку давала и Международная фитнес-ассоциация (IHRSA), включив Россию (а также Польшу и Турцию среди европейских стран) в топ-10 рынков с высоким потенциалом для дальнейшего развития. Пандемия скорректировала прогнозы. Необходимо создавать новые продукты, чтобы было полезно для людей и удалось сохранить бизнес.
Цель исследования - оценка состояния и прогноз развития рынка онлайн-школ по программам личностного роста, выявление бизнес-возможностей для одного из участников рынка ООО «Искусство жизни», а также разработка бизнес-плана для компании по выводу нового продукта обучающие онлайн программы.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- Проведен общий анализ рынка онлайн-школ по программам личностного роста в России;
- Проведен анализ основных трендов и потребительских предпочтений, барьеры развития рынка;
- Определены потребительские предпочтения и выявлены основные типы потребителей отечественного рынка онлайн-школ по программам личностного роста;
- Определены предпринимательские возможности для ООО «Искусство жизни» по созданию нового продукта «онлайн-курсы», сформулирована предпринимательская идея, представлено описание Проекта;
- Проведена оценка эффективности организационной структуры компании и структуры управления;
- Обоснована структура и численность персонала для реализации Проекта;
- Разработан план реализации проекта и обоснована возможность реализации проекта.
Основной исследовательский вопрос курсовой работы – какое влияние окажет реализация предложенного проекта по выводу нового продукта «онлайн-школа» на рыночную долю компании ООО «Искусство жизни» и ее чистую прибыль.
Инструментарий исследования и использованные источники информации – проведение сбора и анализа первичной информации о рынке онлайн-школ; анализ финансовой информации российских компаний - основных участников рынка программ личностного роста Москвы; проведение сбора и анализа вторичной информации опыта Европейского филиала компании The Art of living.
Основные этапы исследования и структура работы. В первой главе представлен анализ динамики и структуры мирового и отечественного рынка онлайн-программ в целом и по программам личностного роста в разрезе его основных сегментов, содержится обзор потребительских предпочтений и классификация основных типов потребителей, описана текущая ситуация на российском рынке онлайн-образования – объем рынка, его основные игроки, выявлены основные барьеры развития рынка.
Представлены перспективные направления развития рынка и предпринимательские возможности для наиболее крупного игрока рынка - ООО «Искусство жизни».
Проведена всесторонняя оценка деятельности компании «Искусство жизни», анализу эффективности его организационного дизайна и структуры управления. Показано влияние предлагаемого проекта на организационную структуру компании, волонтерскую структуру и представлено обоснование необходимой численности команды для реализации проекта.
Обоснована необходимость реализации проекта «онлайн-программ личностного роста».
Во второй главе исследования представлено обоснование реализации предпринимательской идеи - проект «онлайн-программ личностного роста», включающий обоснование маркетингового плана, производственного плана, обоснованию финансового плана и расчет экономической эффективности проекта.
Основные результаты исследования. Показано, что реализация предложенного проекта позволит снизить имеющуюся тенденцию к падению рынка во время пандемии за счет увеличения продаж онлайн-программ, и увеличит объемы продаж и прибыли компании на 1,5 % и 4% соответственно.
- Общая характеристика рынка онлайн-школ по программам личностного роста, анализ основных трендов и потребительских предпочтений, барьеры развития рынка
По результатам маркетингового исследования рынка йоги в России 2015-2019 гг., прогноз до 2024 г. - йога является одним из наиболее популярных направлений в фитнесе в наши дни. С каждым годом больше открывается йога-студий в городах России, фитнес клубы добавляют это направление в свои услуги. За период с 2015 по 2019 годы объем рынка йоги в РФ увеличился в 1,3 раза (на 10,5 млрд руб.). В 2015 году наблюдались самые высокие темпы роста за рассматриваемый период (+23% по сравнению с 2014 годом), в 2016 году рост снизился (+4% по сравнению с предыдущим годом). В 2018 году рост рынка составил 14%, в 2019 году – 5%.[1]
После вспышки пандемии COVID-19 в декабре 2019 года болезнь охватила более 100 стран по всему миру, а Всемирная организация здравоохранения объявила ее чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. Глобальное воздействие коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19) уже начинает ощущаться и существенно влияет на рынок программ личностного роста в 2020 году.
COVID-19 может оказывать сильное влияние, создать барьеры на мировую экономику тремя основными способами: путем непосредственного воздействия на аудиторию и спрос, путем приостановки рынка методом закрытия общественных мест, а также ее финансового воздействия на фирмы и финансовые рынки.
Вспышка COVID-19 оказывает воздействие на многие аспекты, такие, как отмена рейсов; запреты на поездки и карантины; закрытые мероприятия ограничены; более сорока стран объявили чрезвычайное положение; массовое замедление; волатильность фондового рынка; падение доверия бизнеса, растущая паника среди населения и неуверенность в завтрашнем дне.
В 2019 году по результатам анализа рынка онлайн-школ, которые продают программы по духовным практикам и личностному росту, рост данного сегмента оценивается в 2,3 млрд. руб. По данным «Яндекс. Кассы» покупатель тратит 8,6 тыс. руб. в год на дополнительное онлайн-обучение по саморазвитию.
Обучение в йога индустрии имеет практический характер: духовная реализация и развитие личности (24%), получение практических навыков (20%) или получения знаний об уме, интуиции, памяти, эго, сознании (13%); заметно реже — в 11% случаев — обучение для удовольствия без конкретной цели. Длительность обучения либо имеет минимальную продолжительность (у 32% программ — меньше недели), либо, наоборот, программы длинные, переходящие в постоянную жизненную практику обучения и поддержки (у 25% программ — больше полугода). В 2019 году b2c-рынок дополнительного обучения, включая ниши здорового образа жизни и хобби, имел объем около 145 млрд руб. На онлайн приходится около 13,6% от рынка дополнительного образования взрослых, или 20 млрд руб. В 2020 году в связи с пандемией потребление онлайн контента сильно увеличилось.
Главным аспектом обучения по программам личностного роста является — взаимодополняемость. То есть обучение не останавливается на одном курсе: например, те, кто изучает навыки личностного роста, осваивают и физическое направление йоги, сочетают практики духовного роста с заботой о здоровье или прикладными навыками (йога, дыхательные техники, медитация).
Сегмент программ для поддержания физической формы, практик здорового питания и здорового образа жизни оценивается суммарно в 4 млрд руб. Доля платящих потребителей лишь 14%, расходы на обучение — в среднем 7,6 тыс. руб. Доля пользователей онлайна в образовательных целях составляет 41%, однако показатель коммерческого охвата онлайн-аудитории не превышает 3,4%. Сегмент оценивается в 300 млн руб.
Статистика спроса на образовательные услуги в нише онлайн-программ, включая авторские курсы, — на них приходится 28%; 22% — оффлайн курсы в залах; индивидуальные занятия с сертифицированным специалистом — 17%.
Как и в других нишах, в сегменте онлайн-школ выражена гендерная диспропорция: 70% обучавшихся в 2019 году — женщины. Целевой аудиторией рынка являются студенты, пенсионеры, предприниматели, люди имеющие работу, люди с проблемами со здоровьем, дети досшкольного и школьного возраста.
На протяжении 2019 года 22,9 млн россиян (почти 64% населения страны) имели опыт дополнительного обучения в каком-либо формате. Средний ежемесячный доход среди целевой аудитории дополнительного образования взрослых колеблется у отметки 36 тыс. руб. — чуть выше, чем в среднем по России (33 тыс. руб.). Доля россиян, плативших за дополнительное обучение, больше всего в городах миллионниках — 32%. В Москве и Санкт-Петербург она доходит до 35%. Средний показатель по России — 26%. Ядро аудитории рынка — женщины в возрасте около 35 лет, без детей, со средним доходом на уровне 55 тыс. руб.
Согласно исследованию Агентства инноваций города Москвы, в числе наиболее привлекательных для инвесторов направлений — онлайн-программы обучения по хобби и увлечениям: среднегодовой показатель роста инвестиций на интервале 2015– 2018 гг. — +253%.
На российском рынке наиболее крупной компанией, которая осваивает онлайн-школы является GetCourse. Данная платформа лежит в основе административной работы программ компании ООО «Искусство жизни». Что касается форматов онлайн-курсов в области личностного роста и развития, усиливается тренд на образовательные продукты для освоения микронавыков (например, мини-курсы по обучению дыхательным и медитативным практикам, помогающим справляться со стрессом).