Введение
- Виды и модели банковских систем
- Современные банковские технологии
2.1 Основные понятия и содержание
2.2 Анализ развития банковских технологий в России
- Взаимосвязь моделей и банковских технологий
Заключение
Список использованной литературы
Банковский сектор России в настоящее время претерпевает ряд существенных изменений. Данные изменения касаются не только качественных характеристик банковских продуктов и услуг, что обусловлено закономерным развитием рынка в результате внедрения новейших информационных технологий, но и системы регулирования банковской деятельности, а также структуры самого банковского рынка.
Модернизация банковской деятельности невозможна без интенсивного внедрения последних достижений научно-технического прогресса в банковское дело, освоения электронно-вычислительной техники, применения экономико-математического моделирования.
Подготовка специалистов в банковской сфере предполагает достаточно глубокие знания в области современных компьютерных технологий и наличие устойчивых навыков их анализа, внедрения и использования в зависимости от решаемых экономических и производственных задач.
Быстрый рост научно-технического прогресса и новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на общую оценку привлекательности банка. Развитие технологического процесса позволяет не только увеличить скорость обработки документов и ведения кассовых операций, но и расширить клиентуру. Благодаря Интернету взаимосвязь клиент—банк становится более оперативной, что позволяет также дифференцированно работать с заказчиком в зависимости от индивидуальных предпочтений, склонности к риску и формирования портфеля клиента. В свою очередь, развитие информационных технологий позволяет в значительной степени сократить дистанцию между производителем и потребителем банковских услуг, существенно обостряет межбанковскую конкуренцию, а следовательно, способствует развитию банковского обслуживания как в количественном, так и в качественном аспекте. Таким образом, современная автоматизированная банковская система (базовый комплекс) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг.
Основные функциональные модули системы при этом реализуют все виды банковских услуг:
- расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
- обслуживание счетов банков-корреспондентов; кредитные, депозитные и валютные операции; любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;
- фондовые операции;
- расчеты с помощью пластиковых карточек;
- бухгалтерские функции;
- анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др. Бесспорно, формирование российской банковской сферы продолжается и сегодня. Однако очевидно, что будущее банковской деятельности остается за информационными технологиями.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса взаимосвязи моделей и банковских технологий. Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:
- рассмотреть виды и модели банковских систем;
- охарактеризовать современные банковские технологии;
- провести анализ развития банковских технологий в России;
- проанализировать взаимосвязь моделей и банковских технологий.
1. Виды и модели банковских систем
Банковские системы разных стран формировались под воздействием разнообразных факторов. Религия, географическое положение, история страны, ее культура, традиции и степень независимости от других стран, и даже климатические особенности — вот неполный список условий, повлиявших на формирование национальных банковских систем. Тем не менее можно выделить факторы, которые предопределили соответствие национальных банковских систем той или иной модели. Среди них:
- наличие центрального банка страны и законодательного разделения его функций и функций остальных кредитных организаций;
- порядок взаимодействия центрального банка с кредитными организациями, а также кредитных организаций между собой. Здесь необходимо особенно выделить порядок рефинансирования элементов банковской системы и возможность конкуренции центрального банка с другими банками;
- правовые основы, закладываемые в экономические отношения в стране. Сегодня четко наблюдаются различия между банковскими системами, работающими в рамках систем общего, англосаксонского или основанного на религиозных законах традиционного права;
- историческое влияние других стран с оформленными банковскими системами — в результате военных захватов или активного торгового сотрудничества, переселения народов.
Все эти факторы оказали большое влияние на количество уровней в банковской системе и характер взаимосвязи ее элементов между собой и другими субъектами экономики.
Выделяют несколько классификаций банковских систем.
Первый вид классификации — по принадлежности к определенной модели банковской системы. Здесь выделяют одноуровневые, двухуровневые и трехуровневые модели.
Одноуровневая банковская система сформировалась в период массового появления банков, главным образом в эпоху позднего Ренессанса и в Новое время. Банки оказывали услуги сельскому хозяйству, активно развивающейся торговле, зарождающейся промышленности. Они работали в равных рыночных условиях, без специального государственного регулирования, одинаково конкурируя за заемщиков и вкладчиков. Увеличение количества кредитных организаций, необходимость их сотрудничества привели к формированию одноуровневых банковских систем, состоящих только из коммерческих банков. Они осуществляли децентрализованную эмиссию, которая регулировалась экономическими рычагами, например, налогом с эмиссии.
Выгода эмиссионного дела не могла остаться незамеченной правительствами государств, которые вскоре его монополизировали. Так появились двухуровневые банковские системы. Функции эмиссионного центра и монетарного регулирования стали сосредоточивается в руках центральных банков, которые оформились из эмиссионных банков либо были созданы государством. Постепенно изменяются и их отношения с другими банками. Центральные банки оказываются в особом положении относительно других банков благодаря полученным исключительным полномочиям по монопольной эмиссии банкнот, обслуживанию операций, проводимых от имени государства, осуществлению денежно-кредитной и валютной политик, регулированию функционирования банковской системы и надзору за деятельностью коммерческих банков и некоторым другим. Таким образом, центральные банки получили особый статус в национальных банковских системах и образовали ее верхний уровень. Кредитные организации же сформировали второй, нижний уровень, оставаясь при этом ключевыми элементами системы, носителями ее свойств.
Не следует полагать, что одноуровневая модель банковской системы канула в Лету. Она возродилась в новом формате в странах с административной системой. Выполняя исключительно распределительные функции государственных средств, банковская система в такой стране является одноуровневой, с максимально простой иерархией экономических отношений. Так, например, в СССР подавляющая часть кредитных учреждений в виде филиалов входила в систему единого национального кредитного, расчетного и кассового монополиста — Государственного банка СССР. Похожая ситуация была и в других странах, ориентированных под влиянием СССР на «социалистическую» или «административно-командную» экономику. Интересно, что некоторые небольшие капиталистические страны также успешно развивали свою экономику с одноуровневой банковской системой.
Так, банковская система Люксембурга до 1998 г. была одноуровневой, без института центрального банка. А в банковской системе Гонконга его нет до сих пор. Ведь ряд функций центрального банка — организация и регулирование платежной системы, надзорно-регулирующие полномочия в отношении банков, включая лицензирование, инспектирование, участие в ликвидации и санацию, — могут осуществляться и в одноуровневой системе путем их делегирования специальным государственным органам.
Ученые сегодня все чаще говорят о трехуровневой модели банковских систем. Причем мнения разделились. Одни утверждают, что трехуровневая иерархия является результатом глобализации и создания объединений национальных экономик, когда над уровнем национальных центральных банков возводится новый, который постепенно перенимает эмиссионные функции и регулирующие полномочия. В качестве примера обычно приводят банковскую систему зоны евро во главе с Европейским центральным банком. Однако полноценным регулятором Европейский центральный банк пока назвать нельзя по причине неполного выполнения им традиционных для центральных банков функций.
Другие ученые настаивает на том, что полноценная трехуровневая модель проявляется лишь в банковских системах исламских стран, где сильны религиозные правила и традиции. Здесь национальные центральные банки представляют верхний уровень системы. Второй уровень отдан кредитным организациям, которые при этом не привлекают и не предоставляют ресурсы под проценты. На третьем уровне находятся специализированные банки с государственным участием, чьи функции отличаются от функций банков второго уровня. Обычно это расчетно-кассовое обслуживание, система беспроцентного финансирования, близкая по своей сути к финансовой аренде, беспроцентное хранение временно свободных средств населения, а также их перераспределение на иные рынки. Так как спекуляции во многих исламских странах запрещены, то эти банки вкладывают аккумулированные деньги в фонды, из которых средства затем поступают на финансирование высокодоходных операций на западном рынке. Национальные банковские системы развитых стран сегодня в основном сформированы на базе двухуровневой модели. Взаимосвязи их элементов построены на рыночной основе, многообразии форм и структуры собственности на банки, при отсутствии монополии государства на банковское дело и четком разделении функций центрального банка и кредитных организаций. Выделяется также классификация банковских систем по признаку специализации ее элементов. Различают универсальную и специализированную модели банковских систем. В рамках специализированной модели сформировались банковские системы США, Канады, Японии, где кредитным организациям запрещено одновременно заниматься краткосрочным кредитованием и долгосрочным инвестированием капиталов. Специализированные инвестиционные банки в таких системах занимаются корпоративными ценными бумагами. Однако ограничения часто обходятся за счет создания банковских холдинговых компаний, осуществляющих операции как на кредитном рынке, так и на рынке капиталов.