Введение
- Естественные монополии в современной экономической теории
- Значимость естественных монополий для экономики России
- Перспективы развития монополий в России
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Макроэкономика
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 15
Введение
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день, главной задачей российской экономики представляется образование конкурентноспособных рынков России, таким образом и в области естественных монополий. Компании естественных монополий, которые вместе формируют производственную инфраструктуру страны, представлены основой с целью оживления и формирования нашей индустрии, формирования реального сектора экономики. В следствии этого, особенную значимость обретает цель обеспеченья их экономической стабильности и финансовой производительности.
В настоящее время интерес профессионалов и широких слоев населения притягивают конкурентная борьба на товарных рынках и трудности монополизации хозяйственной жизни.
Актуальность темы исследования состоит в том, что от действия естественных монополий непосредственно находится в зависимости благосостояние и существование общества. Можно отметить Российскую Федерацию, где законодательная основа несовершенна и имеет довольно нестабильное социально-экономическое место. С целью обеспечения высокого уровня жизни и построения устойчивой экономики в стране, необходимо принимать во внимание фактор естественных монополий. Таким образом, следует верно регулировать действия экономических субъектов.
Цель данной работы: проанализировать процесс действия естественных монополий и их роль в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Естественные монополии появлялись в экономиках разных стран в различные периоды их экономического развития и в настоящее время предстают весьма распространенным явлением. Российская Федерация не стала исключением: в нашей стране естественные монополии существуют преимущественно в топливно-энергетическом комплексе, в области железнодорожных перевозок, связи, водоснабжения, газоснабжения и многих других[1]. Они выступают важным элементом функционирования любого государства и оказывают влияние на процесс его развития.
В экономической литературе не существует однозначного подхода к трактованию сущности естественной монополии как экономической категории. Так, в рамках неоклассического направления под естественной монополией традиционно понималась ситуация, когда единственный производитель способен обслужить весь отраслевой спрос на продукт с более низкими средними издержками, чем несколько фирм[2]. Данное определение основывается на экономии от масштаба, которая появляется из-за технологических особенностей производства и высоких постоянных издержек, возникающих изначально. Так, в ряде отраслей России необходимы значительные денежные вложения для создания таких обязательных структурных сетевых составляющих, как линии электропередач, системы водопровода, канализации, газоснабжения и связи, железнодорожные пути и другие. Увеличение же объема выпуска естественной монополией приводит к «распространению» величины постоянных издержек на всё большее число товаров и, следовательно, к убыванию функций средних и предельных издержек в долгосрочном периоде - существует положительная отдача от масштаба[3]. Таким образом, в этом случае естественная монополия более эффективна, чем несколько фирм.
Позднее неоклассическое определение естественной монополии было дополнено подходом Баумоля, который сделал акцент на концепции субаддитивности издержек. Так, с точки зрения этого подхода естественная монополия - это такая отрасль, в которой при всех объемах производства функция издержек фирмы является субаддитивной. Субаддитивность при этом предполагает, что сумма издержек нескольких предприятий в отрасли при каждом суммарном выпуске всегда больше, чем издержки единственной фирмы при том же объёме производства[4]. Дело в том, что экономия от масштаба не всегда предполагает субаддитивность издержек и наблюдается лишь до определённого момента. Разница между этими концепциями особенно хорошо проявляется, когда речь идёт о столь распространённых сегодня многопродуктовых предприятиях. Для определения их принадлежности к числу естественных монополий наличие возрастающей отдачи от масштаба необязательно. Для многопродуктовой фирмы характерна экономия от разнообразия, возникающая в результате эффектов общих и взаимодополняющих затрат при совместном производстве нескольких товаров или услуг. Она наблюдается, когда производство комбинации товаров или услуг одной фирмой обходится дешевле, чем производство каждого из них отдельным предприятием[5]. Например, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом осуществляются по одним и тем же железнодорожным путям, что позволяет предоставлять данные услуги с меньшими затратами, чем в случае использования отдельных рельсов для каждого вида перевозок. При производстве нескольких видов товаров или услуг естественной монополией эффект экономии от разнообразия способен превысить действие возможной отрицательной отдачи от масштаба.
Таким образом, именно базирующееся на свойстве субаддитивности функции издержек определение естественной монополии нам кажется более полным, поскольку это свойство может объяснить эффективность единственного производителя в лице естественной монополии даже на некотором участке убывающей отдачи от масштаба.
Рассмотренные трактовки естественной монополии как экономической категории с позиций неоклассического подхода и субаддитивности издержек, на наш взгляд, не исчерпывают всех её аспектов. Так, для того чтобы более полно отразить сущность данной экономической категории, помимо положительной отдачи от масштаба и от разнообразия, свойства субаддитивности издержек, важно акцентировать также внимание на следующих отличительных признаках естественной монополии:
- сетевая организация рынка посредством элементов инфраструктуры: железнодорожных путей, линий электропередач, систем тепло-, водо- и газоснабжения, а также связи и других, через которые осуществляется производство благ и их доставка[6];
- особый характер выпускаемой продукции, которая характеризуется стратегической значимостью и отсутствием товаров-субститутов - уникальностью[7];
- низкая эластичность спроса по цене на продукцию естественной монополии и положительная эластичность спроса на неё по доходам потребителей[8].
Примечательно, что определение Федерального закона «О естественных монополиях» основано на концепции экономии от масштаба неоклассического подхода. При этом оно также подчёркивает важность, помимо технологических особенностей производства, таких вышеперечисленных признаков естественной монополии, как отсутствие товаров заменителей и низкая эластичность спроса по цене[9].
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!