Введение
1. С.Г. Кара-Мурза «Власть манипуляции»
2. В.С. Свечников «Манипулятивные практики в российском социуме»
3. Сравнение позиций С.Г. Кара-Мурзы и В.С. Свечникова
4. Проблема манипуляции в современном мире: возможные перспективы
Заключение
Список литературы
В настоящее время человечество переживает переломный момент: оно находится на пороге вероятной смены эфирного, кабельного и спутникового телевидения как основных каналов информации и манипуляции, что делает актуальным вопрос о перспективах манипулирования.
Широко распространено представление о средствах массовой информации (СМИ) как о субъекте манипулирования. Поэтому методология, методика, техника использования СМИ для достижения собственных целей различными государственными, финансово-промышленными, политическими и иными структурами представляет собой серьезную проблему, которая требует добросовестного научного осмысления и квалифицированного практического разрешения в части поиска средств эффективного противодействия.
Самые оснащенные субъекты манипулирования СМИ – государство, его федеральные, региональные и муниципальные структуры. Арсенал приемов стремится к бесконечности: прямое силовое давление с привлечением специалистов в области пожарного дела, налоговой инспекции и полиции, санэпидстанции, контрольно-ревизионного управления; использование «телефонного права», подбор и расстановка кадров, учреждение собственных средств массовой информации, приобретение контрольных пакетов акций, создание собственных медиахолдингов, включающих все каналы распространения информации, дотирование и льготирование, разрешение и ограничение доступа к информационным ресурсам, организация работы пресс-служб для целенаправленной работы с конкретными СМИ и журналистами, судебное преследование.
Изобретательные, часто изощренные способы применяют специализированные «политтехнологические предприятия». В их числе методика формирования «повестки дня» для массмедиа, создание «информационных поводов», чтобы журналисты сами и без оплаты освещали рукотворные события. Кроме того, «вбрасывание», «слив» компрометирующих материалов, максимальное использование несовершенств избирательного законодательства для проводки «своих» кандидатов во время выборов, «стимулирование СМИ» (чаще всего в денежном выражении) для привлечения внимания и формирования благожелательных установок журналистов к событиям и персонам.
Требования общественных объединений получить доступ на страницы газет и в эфир для информирования о сомнительных с точки зрения общественной значимости акциях и событиях нередко тоже приобретают манипулятивный характер.
Цель работы – провести анализ власти манипуляции.
Задачи:
1. Изучить работу С.Г. Кара-Мурзы «Власть манипуляции».
2. Рассмотреть работу В.С. Свечникова «Манипулятивные практики в российском социуме».
3. Провести сравнение позиций С.Г. Кара-Мурзы и В.С. Свечникова
4. Выявить проблему манипуляции в современном мире и возможные перспективы.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
1. С.Г. КАРА-МУРЗА «ВЛАСТЬ МАНИПУЛЯЦИИ»
Сергей Георгиевич Кара-Мурза – известный и авторитетнейший мыслитель, труды которого посвящены самым острым проблемам истории и современности. Сергей Георгиевич Кара-Мурза – родился 23 января 1939 г. в Москве. Профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ.
Описание манииулятивных приемов воздействия легко найти:
– у классиков марксизма-ленинизма, в документах КПСС, у историков печати;
– у авторов работ об информационных войнах, информационном управлении, информационной безопасности;
– политтехнологов и политконсультантов;
– лоббистов всех мастей.
С.Г. Кара-Мурза определяет задачу таким образом: «Мы не будем следовать какому-то одному подходу, а постараемся выбрать полезные для нас идеи и сведения из запаса готового знания и применить их в “разоблачении” тех слов и дел, которые нам приходится слышать, видеть и терпеть в нашей реальной жизни – сегодня и здесь, в России» [6, с. 14]. Общественными институтами массовой культуры – агентами манипуляции сознанием – автор называет школу, науку и, разумеется, СМИ. Предмет критического анализа – цели, образ действия, семантика и риторика, технология создания реальности в средствах массовой информации (главным образом на телевидении). Массмедиа рассматриваются преимущественно как субъект манипулятивного воздействия на сознание людей.
На сегодняшний день определений понятию «манипуляция» насчитывается несколько сотен, что связано с междисциплинарным характером проблемы манипулирования сознанием личности.
По мнению С.Г. Кара-Мурзы, манипуляция – это «скрытое побуждение адресата к выполнению действий»; «скрытое воздействие, факт которого нс должен быть замечен объектом манипуляции». Иными словами, в процессе и результате скрытого воздействия адресат его совершает действия без какого бы то ни было насильственного принуждения со стороны манипулятора, пребывая в уверенности, что он реализует собственное волевое решение, а не служит средством достижения целей других.
1. Баукин А. В. Манипулирование сознанием: опыт социально-философского анализа.Дисс. на соиск. уч. ст. кандидат философских наук: 09.00.11. М.: 2007. – 370 с.
2. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. М.: Изд-во «Алгоритм», 1999. – 162 с.
3. Доценко Е. П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита М.: Изд-во МГУ, 1997. – 344 с.
4. Зелинский С. А. Способы манипулирования психическим сознанием человека. СПб.: Скифия, 2008. – 248 с.
5. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. – М.: Академический Проект, 2014. – 358 с.
6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием – М.: Изд-во Эксмо, 2003.– 832 с.
7. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация – М.: Изд-во института Психиатрии, 2000. – 190 с.
8. Свечников В. С. Манипулятивные практики в российском социуме / В. С. Свечников // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 2. – С. 291-300.
9. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: Академия, Институт психологии Ран, 2016. – 220 с.
10. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек манипулятор / перевод с англ. Малышевой. А. М.: ТПЦ «Полифакт», 1992. – 128 с.