Введение
- Понятие и место ответственности за совершение налогового правонарушения по уклонению от уплаты налогов
1.1. Понятие и признаки юридической ответственности за нарушение налогового законодательства по уклонению от уплаты налогов
1.2. Налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений по уклонению от уплаты налогов
- Характеристика налогового правонарушения как основания ответственности за нарушение налогового законодательства по уклонению от уплаты налогов
2.1. Причины возникновения налоговых правонарушений по уклонению от уплаты налогов
2.2. Понятие и состав налогового правонарушения по уклонению от уплаты налогов
- Проблемы привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов и пути совершенствования налогового законодательства
Заключение
Список литературы
Налоги являются одним из необходимых условий нормального функционирования и существования государства. Право государства требовать налоги и обязанность поданного платить их, тесно связаны друг с другом, вытекают одинаково из самого факта существования государства, из факта соединения граждан в государственный союз для достижения общих целей. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налоги являются одним из важнейших инструментов государства, гарантирующим нормальное существование социума и нарушение налогового законодательства явно влечет нарушение не только интересов государства, но и других лиц, всего общества в целом, негативно влияет на общественное сознание, в конечном итоге ставит под угрозу и само становление в России социального, правового государства. Поэтому нарушение в налоговой сфере, в частности, уклонение от уплаты налогов, неизбежно вызывает ответную реакцию государства, в первую очередь в виде применение мер юридической ответственности. От налаженной и проработанной системы юридической ответственности и системы правовых норм во многом зависит эффективность применения соответствующих норм на практике.
В связи с этим как никогда актуальными становятся проблемы выработки научно обоснованной концепции ответственности в налоговом праве, ее закрепления в законодательстве и реализации в правоприменительной деятельности, обеспечения неотвратимости наказания за налоговые правонарушения по уклонению от уплаты налогов.
Целью курсовой работы является анализ теоретических подходов к решению проблемы уклонения от уплаты налогов.
Достижение этой цели предполагается посредством решения таких задач, как:
- дать понятие и признаки юридической ответственности за нарушение налогового законодательства по уклонению от уплаты налогов;
- выявить налоговую ответственность за совершение налоговых правонарушений по уклонению от уплаты налогов;
- описать причины возникновения налоговых правонарушений по уклонению от уплаты налогов;
- дать понятие и состав налогового правонарушения по уклонению от уплаты налогов;
- выявить проблемы привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов и пути совершенствования налогового законодательства.
Изучение данных вопросов позволит лучше понять природу ответственности за уклонение от уплаты налогов, ее специфику, особенности применения.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.
Предмет исследования составляют правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушения налогового законодательства в налоговом, административном и уголовном праве, научные концепции и положения, содержащиеся в научной литературе, судебная практика.
Методологическую основу исследования составил системный подход, методы функциональных систем, формально-юридический, сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов различной юридической силы, судебной практики, метод синтеза и другие методы научного познания.
- Понятие и место ответственности за совершение налогового правонарушения по уклонению от уплаты налогов
1.1. Понятие и признаки юридической ответственности за нарушение налогового законодательства по уклонению от уплаты налогов
В современном обществе налоги - это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов нашей страны. Они используются на содержание армии, государственного аппарата, выплату пенсий, пособий и т.д. [24, c. 168].
От полного и тщательного исследования юридической ответственности, как в теоретическом, так и правоприменительном аспекте, зависит дальнейшее совершенствование и развитие как отечественных теоретических концепций, так и законодательства Российской Федерации, в частности в сфере налогообложения [21, c. 28].
Ответственность, наступающая за совершение нарушения налогового законодательства, представляет собой, прежде всего, юридическую правовую ответственность. В связи этим она обладает всеми теми чертами, которые присущи для общего понятия юридической ответственности:
1) форма реализации ответственности - это, строго определенная установленная законом процессуальная форма;
2) уровень закрепления ответственности - правовая норма;
3) основание возникновения ответственности - факт совершения правонарушения;
4) осуществление ответственности в виде государственного принуждения
Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности.
Ответственность в юридическом ее значении может рассматриваться как государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.
Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства – это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке [20, c. 25].
Предусматривая меры юридической ответственности, законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) [1].
Принципами юридической ответственности за нарушения налогового законодательства являются следующие:
- Принцип дифференциации ответственности. Характер нарушения и степень его общественной опасности должны учитываться при установлении санкции.
- Принцип соразмерности. Мера ответственности за налоговое правонарушение должна быть соразмерна форме и размеру причиненного вреда. Величина ущерба, причиненного общественным отношениям, влияет на размер и характер налоговой санкции. В связи с этим, например, штраф за налоговое правонарушение, приводящее к недоимке, ставится в зависимость от размера образовавшейся недоимки.
- Принцип определенности. Привлечение к налоговой ответственности допускается только за те деяния, которые законодательством отнесены к числу налоговых правонарушений.
- Принцип однократности. Никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.
- Принцип индивидуализации. Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
- Принцип обоснованности. Санкции за налоговые правонарушения могут преследовать цель наказания виновного, восстановления нарушенного правоотношения и предупреждения (превенции) подобных нарушений в будущем. Если применение санкций преследует иные цели, например, пополнение казны, финансирование определенных расходов государства, то это нарушает требование обоснованности.
- Принцип нерепрессивности. Меры налоговой ответственности не должны подавлять экономическую активность субъектов, а должны служить для координации различных общественных интересов.
Естественно, что, защищая одно общественное благо (интересы государственного бюджета), неизбежно причиняется ущерб другому, частному, благу (праву частной собственности и свободе предпринимательской деятельности). Однако такой ущерб должен быть соразмерен защищаемому благу. Санкции не могут быть чрезмерными, многократно превышать размер налогового обязательства и лишать предпринимателя имущества, ставя под угрозу его дальнейшую деятельность [20, c. 26].