- Финансовая деятельность государства, ее правовые основы
- Правовые основы региональных и местных налогов
- Банковское право: понятие, субъекты и источники
- Задача
Иванова имеет на иждивении троих детей: сын 7 лет (школьник), дочь 14 (школьница), сын 20 лет (студент вечернего отделения вуза, учится платно). Иванова воспитывает детей одна, брак с супругом расторгнут в 2014 году, алименты не получает. Доход Ивановой в 1 квартале 2019 года составил: январь – 30 тыс. рублей; февраль – 35 тыс. рублей; март – 35 тыс. рублей. На основании главы 23 НК РФ определите размер налога на доходы физических лиц, который будет взиматься с Ивановой в 1 квартале 2018 года.
5. Задание
Поясните, какие требования законодательной техники следует соблюдать при составлении бюджета.
Список литературы
1. Финансовая деятельность государства, ее правовые основы
Финансовая деятельность государства обусловлена статьей 7 Конституции Российской Федерации[1], в которой говорится о том, что Россия - это социальное Государство, и его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Существование экономических отношений общества связано товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое не сможет обеспечить выполнение социально-экономических программ, если не будет располагать для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Таким образом, перед государством стоит сложная задача, которая заключается в необходимости использования финансовой системы. Отметим, что к финансовой системе относятся также и негосударственные федеральные и региональные фонды (негосударственные пенсионные фонды, фонды банковской системы, страховых организаций, общественных и региональных организаций, юридических лиц). Основной функцией финансовой системы является: осуществление деятельности по рациональному образованию, распределению, использованию и аккумулированию государственных денежных фондов. Итак, определением финансовой деятельности государства можно назвать осуществление им функций по реализации задач финансово-экономического характера. К ним относятся: обеспечение функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обороны и безопасности страны, распределение и использование государственных средств в сферах образования, науки, здравоохранении, отраслях народного хозяйства, социальной сфере, то есть во всех секторах социально-экономической системы.
Рассмотрим методы осуществления финансовой деятельности государства. Их можно разделить на три группы: методы образования, распределения и использования денежных средств.
Метод образования или собирания денежных средств заключается в способе образования и собирания путем обязательных и добровольных платежей. Важнейшим является метод начисления налогов и взносов, с помощью которого в обязательном порядке в установленные законодательством сроки и в установленном размере государство взыскивает денежные средства с юридических и физических лиц, других организационно-правовых форм для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Аналогичным методом собирания денежных средств является также метод сбора обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды (с 1 января 2017 года перечисляется только один вид взноса - «на травматизм»). Метод добровольных взносов, в отличие от налогового, является добровольным и выражается в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и других вложениях.
Метод распределения и использования денежных средств можно объединить в одну систему. Наиболее важными способами при распределении и использовании государственных средств являются финансирование и кредитование. Метод финансирования применяется в основном в отношении государственных организаций и осуществляется путем безвозвратного, безвозмездного и целевого предоставления денежных средств с соблюдением финансовой дисциплины для реализации их основных мероприятий, предусмотренных бюджетом. При этом между государством и хозяйствующими субъектами всех форм собственности складываются определенные денежные отношения, направленные на достижение различных целей субъектами. К формам финансирования относятся: целевое финансирование на основе смет расходов; предоставление субвенций, субсидий, дотаций; государственное финансирование инвестиций. Кредитование применяется в отношении государственных, коммерческих и частных организаций, а также физических лиц. Осуществляется по принципам планового, целевого, возмездного и возвратного предоставления денежных средств. К формам относятся займы, кредиты, ссуды и другие. К методам распределения относятся выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществление расчетов между различными субъектами. Все расчетные операции по предоставлению денежных средств могут быть осуществляться в наличной и безналичной формах.
Для осуществления финансовой деятельности государства были созданы органы государственного управления. К органам государственной власти относятся:
- Государственная Дума Российской Федерации: принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета;
- Президент Российской Федерации как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
- Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение кредитной и денежной политики, разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Правовое обеспечение осуществляют также:
- Министерство финансов Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, основными задачами которого являются: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации; финансовый контроль; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- Федеральное казначейство Российской Федерации, которое представляет собой единую централизованную систему органов федерального казначейства, подчиняющуюся Министерству финансов Российской Федерации. Основные задачи: контроль исполнения федерального бюджета, поступлений и использования внебюджетных средств; представление отчетности о финансовых операциях, а также состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
- Государственная налоговая служба Российской Федерации составляет единую централизованную систему налоговых органов, подчиняющуюся Министерству финансов
Российской Федерации. Основные задачи: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; разработка и осуществление налоговой политики; валютный контроль;
- Центральный банк Российской Федерации - орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом и осуществляющий финансовую деятельность, подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Основными целями являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; может издавать нормативные акты[2].
Формы финансовой деятельности государства могут быть правовыми и неправовыми. К правовым формам относятся: финансово-правовые акты (нормативные и индивидуальные, законодательные и подзаконные); финансово-плановые акты – это акты, содержащие конкретные задания в области финансов на определенный период.