Введение
Глава 1. Теоретические аспекты бюджета субъекта Российской Федерации
1.1.Понятие бюджета субъекта РФ
1.2.Аспекты бюджета как экономической категории, основные функции
Глава 2.Анализ бюджета граждан «как инструмента повышения прозрачности бюджета субъекта РФ
2.1.Мероприятия, способствующие максимальной реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета
2.2. Принципы повышения прозрачности бюджета субъекта РФ
Глава 3. Перспективы повышения открытости (прозрачности) государственных и муниципальных финансов в субъектах Российской Федерации
3.1.Основные проблемы
3.2.Перспективы повышения открытости (прозрачности) бюджета субъектов РФ
Заключение
Актуальность: Бюджетная система Российской Федерации построена на основополагающих принципах, заложенных в ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одним из них является принцип прозрачности (открытости) бюджета. Обеспечение прозрачности бюджета, доступности информации об исполнении государственных расходов являются актуальными задачами во всем мире. Прозрачность в управлении государственными финансами отражает уровень развитости бюджетной системы государства и присуща всем демократическим странам. Этот принцип означает доступность данных для населения как в общем, так и в детализированном виде, а главное – качество предоставляемой информации. Посредством прозрачности реализует естественное право граждан на получение открытой информации о бюджете и его исполнении. В результате повышается эффективность бюджетных расходов, улучшается общественный контроль за их использованием.
Проблемам прозрачности (открытости) бюджета посвящено много исследований, в которых анализируются данные отношения в разных странах. Например, Дж. Э. Алт с соавторами рассматривал вопросы фискальной прозрачности в США и странах ОЭСР. М. Джармужек изучал фискальную прозрачность в странах с переходной экономикой. Влияние фискальной открытости на различные аспекты государственной политики в странах анализировали П. де Ренцио и Й. Венер. Ряд исследований прозрачности (открытости) бюджетных отношений проведено в рамках ОЭСР .
В Российской Федерации также целый ряд авторов анализировал вопросы прозрачности (открытости) бюджетных отношений, например, Н.В. Голованова , И.В. Ишина. Большое внимание данному вопросу уделяется специалистами НИФИ, разработавшими методику оценки открытости бюджетных данных субъектов Российской Федерации.
Предмет: бюджет субъекта РФ
Объект: прозрачность, открытость бюджета субъекта РФ
Цель работы: раскрыть «бюджет для граждан» как инструмент повышения прозрачности бюджета субъекта Российской Федерации
Задачи:
-изучить теоретические аспекты бюджета субъекта Российской Федерации
-рассмотреть понятие бюджета субъекта РФ;
-исследовать аспекты бюджета как экономической категории, основные функции;
-проанализировать бюджета граждан «как инструмента повышения прозрачности бюджета субъекта РФ
-изучить основные мероприятия, способствующие максимальной реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета;
-раскрыть перспективы повышения открытости (прозрачности) государственных и муниципальных финансов в субъектах Российской Федерации
Глава 1. Теоретические аспекты бюджета субъекта Российской Федерации
1.1.Понятие бюджета субъекта РФ
Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette ( возможно от латинского bulga), означающего карман, сумку, кожаный мешок[1]. От него произошло budget, которым англичане обозначали кожаный мешок (затем портфель), содержащий документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», что означало представление этих документов на утверждение парламента. Позднее этим словом стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, а с конца XVIII века – уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.
В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения любого денежного хозяйства. Поэтому говорят о бюджете государства, бюджете субъекта федерации, бюджете муниципального образования, бюджете организации и даже отдельного лица или семьи. Во всяком случае широко употребляемое в быту выражение «семейный бюджет» никого не удивит и каждому оно будет понятно[2].
Но и в этом качестве термин «бюджет» имеет несколько значений и употребляется в разных смыслах. Так, выделяют значение бюджета: а) в материальном смысле; б) как экономическая категория; в) в финансовоорганизационном смысле; г) как правовая категория.
Рассматривая бюджет субъекта Российской Федерации в указанных значениях можно отметить следующее.
В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации – это денежный фонд находящийся в собственности данного субъекта.
При этом под денежным фондом понимается обособленная совокупность денежных средств, распределенных по определенным группировкам, имеющих свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который распоряжается этими денежными средствами.
Бюджет как денежный фонд предназначен для финансирования задач и функций субъекта Российской Федерации как составной части Российской Федерации. Бюджет является основным и крупнейшим в суммарном выражении денежным фондом субъекта Российской Федерации. В отличие от других, внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, которые носят специализированный характер (то есть, предназначены для финансирования определенного направления деятельности или специальных задач) бюджет носит характер универсального денежного фонда. Кроме того на уровне субъекта Российской Федерации бюджет является крупнейшим денежным фондом[1].
В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации– это имущество (в денежной форме), принадлежащее субъекту Российской Федерации на праве государственной собственности и входящее в состав его казны.
Как экономическая категория бюджет субъекта Российской Федерации – это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отношений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Как сторона этого отношения субъект Российской Федерации выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налоговые отношения, которые выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Вторые – расходные – экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и выражают движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения субъект Российской Федерации выступает в качестве поставщика денежных средств[3].
В финансово-организационном смысле бюджет субъекта Российской Федерации – это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта Российской Федерации) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. В системе финансовых планов бюджет выступает основным финансовым планом, так как он посвящен крупнейшему в системе финансов субъекта Российской Федерации денежному фонду. В этом смысле бюджет – это утверждаемая в особом порядке роспись денежных доходов и расходов определенного денежного фонда.
Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации – это финансово-правовой акт субъекта Российской Федерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.
Характерно, что отождествление бюджета и правового акта, которым утвержден бюджет, является не только теоретической характеристикой бюджета как правовой категории, но и нашло свое место в бюджетном субъектов Российской Федерации[4].
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет субъекта Российской Федерации как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Вряд ли данное определение можно признать удачным. Во-первых, совершенно непонятно, почему бюджет это форма, тем более, форма таких финансовых операций, как образование и расходование денежных средств. В материальном смысле бюджет это не форма, а сам фонд денежных средств. Во-вторых, на что правильно обращает внимание
В-третьих, данное определение можно отнести к любому государственному денежному фонду, включая внебюджетные, поскольку все они предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства или иного публично-территориального образования, в качестве которого выступает субъект Российской Федерации.
Что касается существа дела, то бюджет, как и любое другое явление объективной реальности, имеет и свое содержание, и свою форму. При этом его содержание является экономическим (что соответствует пониманию бюджета в его экономическом смысле), а форма – правовой (что соответствует пониманию бюджета в его правовом смысле)[5].