Граждане России имеют право на современную бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарственными средствами. Данную помощь относят к числу особенно значимых определенных прав наряду с правом на судебную защиту и на труд. Активное оказание высококачественной медицинской помощи, в целом, без применения каких-либо правильно подобранных различных лекарственных средств, является невозможным. То есть, лекарственная помощь в данной ситуации приобретает характер особенно необходимого элемента современной медицинской помощи. Он должна гарантироваться населению в том порядке, который предусмотрен законодательством.
Актуальность темы обусловлена тем, что от лекарственного обеспечение напрямую зависит здоровье населения. В условиях существенного роста цен на основные лекарственные препараты, а также преобладания на российском фармацевтическом рынке особенно дорогостоящих импортных медикаментов, которые не имеют отечественных аналогов, возникновение огромного количества числа хронических заболеваний, которые требуют периодического или постоянного лечения, предоставление гражданину качественной и доступной медицинской помощи приобретает большую актуальность. Сегодня для некоторых категорий населения предусматривается возможность непосредственного льготного обеспечения лекарственными препаратами. Для этого формируются современные механизмы льготного лекарственного обеспечения. Лекарственная помощь, по оценке специалистов, составляет от 70% до 95% всех врачебных назначений, поэтому она является важнейшей составляющей лечебного процесса
Объектом работы является лекарственное обеспечение и система распределения лекарственных средств, а так же нормативно правовое регулирование в сфере лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения.
Предмет работы – это нормы права, обеспечивающие процесс обеспечение населения лекарствами и санаторно-курортным лечением.
Правовое регулирование заявленной темы достаточно обширно. Правовую базу, на основании которой осуществляется регулирование отношений по оказанию лекарственной помощи и лекарственному обеспечению (бесплатно или со скидкой, т.е. с частичной оплатой), формирует ряд федеральных законов. В соответствии с положениями ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г. формируется Государственный реестр лекарственных средств.
Целью курсовой работы является анализ особенностей реализации конституционного права на обеспечение граждан лекарствами и на санаторно-курортное лечение.
Задачами курсовой работы являются:
1 рассмотреть понятие и виды лекарственной помощи населению;
2 проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы лекарственного обеспечения в России;
3 изучить правовые основы реализации права на санаторно-курортное лечение.
Исходя их поставленных целей и задач написания курсовой работы, а также учитывая объект и предмет изучения в структуре работы, было сформировано введение, две главы и заключение.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩЬЮ
1.1. Нормативная база, регулирующая права на обеспечение лекарственной помощью в Российской Федерации
Идея равенства прав людей лежит в основе концепции естественных (прирожденных, неотчуждаемых, неотменяемых) прав человека, которая дает представление о необходимости улучшения условий жизни на началах социальной справедливости, равенства и законодательных гарантий свободы (собственности, безопасности и жизни). Результатом развития данной концепции стала принятая Организацией Объединенных Наций в декабре 1948 г. Всеобщая декларация прав человека. Это первый документ общего характера в области прав и свобод человека, который на международном уровне закрепил идею правового равенства людей. Несмотря на то что в Декларации права человека не были дифференцированы по их социально-правовой направленности, в процессе дискуссии в органах ООН их стали группировать по блокам: гражданско-политические, социально-экономические и культурные - и называть правами первого и второго поколения.
Традиционно социально-экономические и культурные права относятся к правам человека второго поколения. Отличие прав первого поколения (естественных) от прав второго поколения (позитивных) состоит в содержании принимаемых государством мер по их обеспечению. Во-первых, социально-экономические права требуют активной деятельности государства, прежде всего экономического и правового характера, поскольку их реализация обусловлена уровнем экономического развития страны и ее финансовыми возможностями. Во-вторых, данные права, являясь, по сути, государственным стандартом, предполагают принятие государством системы мер по их осуществлению, включающих формирование соответствующих финансовых источников, а также обеспечение эффективного правового регулирования соответствующих общественных отношений, возникающих в связи с их реализацией.
Идеи, основанные на развитии доктрины социально-экономических прав, признании мировым сообществом общечеловеческих ценностей, с учетом положительного опыта зарубежных стран закреплены в международных актах в виде соответствующих международных стандартов, что способствует формированию общих основных направлений развития национального законодательства.
В ст. 25 Декларации одним из важнейших прав, относящихся к числу социально-экономических, указано право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку и его семье возможность удовлетворения основных потребностей (в пище, одежде, жилище, медицинском уходе, социальном обслуживании), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека.
Право на обеспечение достаточного уровня жизни наряду с другими социально-экономическими правами включает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, которое установлено ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и предполагает проведение государствами мероприятий, необходимых для обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности, здорового развития ребенка; улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 г. провозглашает право на охрану здоровья и в целях обеспечения эффективного его осуществления предполагает принятие государствами мер, направленных, в частности, на:
1) устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья;
2) предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье;
3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев (ст. 11), кроме того, предусматривает право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13).
Необходимо отметить, что на международном уровне установлены повышенные гарантии права на охрану здоровья отдельным категориям граждан: детям, женщинам, инвалидам и др. В частности, ст. 24 Конвенции о правах ребенка[3] предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья и стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
Статья 25 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. устанавливает, что государства-участники признают право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности и принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. Статья 12 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, заключенная 18 декабря 1979 г., предусматривает принятие государствами-участниками всех соответствующих мер для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин доступ к медицинскому обслуживанию, в частности в том, что касается планирования размера семьи; государства-участники обеспечивают женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления.
Таким образом, с одной стороны, в международных актах право на охрану здоровья провозглашено как право человека, но при этом установлены довольно общие его формулировки, с другой стороны, предполагается, что объем и содержание данного права и конкретные меры, направленные на его реализацию, устанавливаются в национальном законодательстве, в котором оно получает содержательное наполнение как право гражданина. Это полностью согласуется с природой социально-экономических прав, реализация которых, как уже было сказано выше, требует от любого государства активных действий по созданию механизма правового регулирования и зависит от его экономического потенциала.
В то же время реализация права на достойный уровень жизни требует от любого государства активных действий по совершенствованию правового и экономического механизмов закрепления гарантий вне зависимости от своего экономического потенциала.
Идея прав человека является основополагающей для государства, провозгласившего себя социальным. Именно поэтому право на достойный уровень жизни является основой для формировании в России доктрины права человека на достойную жизнь, которая сегодня фактически стала наднациональной. Внутреннее содержание права человека на жизнь должно соответствовать высокому стандарту и качеству жизни, положению человека в сфере труда, быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности, с целью создания условий, при которых он может быть свободным от страха и нужды. В правовой науке право на жизнь рассматривается в качестве одного из важнейших личных прав и свобод, обеспечивающего само физическое существование человека как биологического существа и его социальный статус как субъекта правовых отношений.
На современном этапе развития общественных отношений одной из важнейших конституционных гарантий данного универсального права является обеспечение государством охраны здоровья населения на уровне, который способствовал бы сохранению достойной жизни человека и гарантировал ее высокое качество.