Для эффективной борьбы с преступностью актуальным является научное объяснение преступного поведения человека, его личностных предпосылок, возможностей их диагностики и прогнозирования проявления, а также возможностей и методов исправления преступников.
Главное значение в данной проблематике имеет выявление криминогенных качеств личности, так как на базе этого знания открываются возможности решения других научно-практических проблем.
Актуальность темы исследования обусловлена непрекращающимся научным интересом к проблеме личности преступника в связи с криминогенной обстановкой современной жизни и потребностью общества более оперативно и эффективно реагировать на неё.
Постоянно появляющиеся новые эмпирические исследования и теоретические обобщения пополняют объём знаний, однако это не означает автоматический переход на качественно новый уровень понимания проблемы, не способствует росту конкретности научного объяснения, необходимого для практического применения.
Характеризуя степень изученности проблемы криминогенных качеств личности преступника, следует отметить личностный подход к психологическому объяснению деятельности и поведения человека, разработанный в трудах классиков психологической науки (Л. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.), ценностно-нормативный подход к модели криминогенной личности, предложенный А. Р. Ратиновым.
Иcследованию криминогенных качеств личности, особенностям её мотивационной сферы посвящены труды С. Беличевой, Г. Бочкарёвой, Т. Гуриной, Т. Драгуновой, А. Краковского, В. Маценко, М. Неймарк, И. Подберезина, К. Радиной, Н. Рейнвальд.
Отношения и установки личности преступника изучались Т. Ангуладзе, Ф. Гобечии, Т. Маградзе и др. В работах этих авторов раскрывается процесс формирования личности и выявляется роль различных обстоятельств её жизни и деятельности, которые приводят к деформированному нравственному развитию и усвоению ею общественно негативных форм поведения.
Цель курсовой работы состоит в изучении криминогенных качеств личности преступника и рассмотрении методологии изучения личности преступника в правовой науке.
Данная цель достигается посредством решения ряда задач, а именно:
- раскрыть понятие криминогенных качеств личности преступника;
- представить классификацию криминогенных качество личности преступника;
- выявить значение изучения личности преступника;
- охарактеризовать научные методы изучения личности преступника.
Объектом исследования в курсовой работе выступает личность преступника.
Предмет исследования – криминогенные качества личности преступника.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как анализ, синтез, систематизация, классификация, индукция и дедукция.
Теоретической основой исследования стали работы по криминологии и криминальной психологии таких авторов, как Ю. М. Антонян, Ю. Д. Блувштейн В. Н. Бурлаков В. Н. Кудрявцев В. В. Лунеев С. В. Познышев В. Е. Эминов и др.
Структура работы включает введение, две главы, содержащие четыре пункта, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения криминогенных качеств личности преступника
1.1 Понятие криминогенных качеств личности преступника
Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления, должна содержать совокупность личностных, социальных, демографических и психофизиологических свойств, которые отражаются в окружающей преступника среде. При расследовании усилия правоохранительных органов должны быть направлены именно на поиск, выявление и фиксацию этих признаков как в преступном, так и в до- и постпреступном поведении[1].
Всем преступникам в статистически значимой мере присущи определённые личностные качества, которые причисляются к личностным предпосылкам преступного поведения.
Среди таких качеств исследователями рассматривались психологические свойства, обусловливающие те или иные проявления социальных дезадаптаций, выражающие акцентуации характера, представляющие мотивационную и эмоциональную сферы личности, психические аномалии и т. д.
Качества личности неразрывно связаны с направленностью личности. Качества личности влияют на особенности направленности, а особенности направленности становятся качествами личности. Исследователи отмечают, что если для уголовного права существует только один аспект: совершено преступление или нет, то для правоохранительных органов и криминологии этого не достаточно: необходимо выявлять замыслы, особенности личности, могущие привести к появлению антисоциальной направленности. Изучая антисоциальную направленность необходимо знать о предшествующих негативных влияниях социальной среды, переживаниях и чувствах человека, совершившего преступление, о его потребностях и интересах, идеалах, установках и убеждениях, целях и средствах их достижения, о планировании результата, т. е. всё то, что послужило основанием преступного поступка.
В ряде работ отмечается, что направленность личности определяют мотивы, в качестве которых рассматриваются качества личности, черты характера (А. Асеев, И. Васильев, Р. Шакуров и др.). Такой подход характерен для направления, выделяющего диспозиционные, личностные, устойчивые и переменные факторы направленности, смысл которого – показать, что устойчивые характеристики личности (личностные диспозиции: склонности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрения) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы.
По мнению О. А. Логуновой и Н. В. Дворянчикова, причины антиобщественных проявлений и криминогенной направленности поведения кроются в самой личности, и бесспорно, что применительно к каждому конкретному случаю личностные качества занимают важное место в механизме криминального поведения. Подобное поведение есть комплекс наносящих вред обществу действий и поступков сознательной личности, могущей регулировать направленность своего поведения, а значит, нести за него ответственность[2].
Психологической предпосылкой противоправной деятельности и антиобщественной направленности является не одна черта личности, а несколько отрицательных черт в их взаимодействии, сочетании, взаимодополнении.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе криминогенной направленности личности лежит комплекс взаимосвязанных негативных качеств.
Это соответствует мнению, А. Н. Пастушени, который утверждает, что совершение индивидом преступного деяния обусловлено личностными предпосылками, которые представляют собой совокупность определённых психологических свойств, выражающих криминогенную потенцию (склонность) личности как присущую ей внутреннюю возможность или необходимость и возможность совершения преступного деяния при определенных условиях[3].
Личностные предпосылки противоправного поведения могут выражаться не только в наличии определённых психологических свойств, но и в отсутствии тех свойств, которые выступают внутренними детерминантами правомерного поведения и антикриминальной устойчивости, а именно в отсутствии личностных запретов, барьеров, установок на недопущение противоправных действий.
Личностные предпосылки преступного поведения могут выражать различную степень внутреннего причинного потенциала (криминогенной предрасположенности), высокая степень которого проявляется в совершении преступного деяния по собственной инициативе с приисканием необходимого объекта и условий, а низкая степень – в совершении преступления при определяющем влиянии внешних условий (условий жизни, обстоятельств ситуации, поступков и воздействий других людей), которые субъективно оцениваются и выступают первопричиной в его детерминации.
Возможно и относительно равновесное соотношение причинного влияния личностных и внешних факторов.
Совокупность психологических качеств личности, выражающих личностные предпосылки преступного поведения, представляет собой значительные для его детерминации качества.
В совокупности психологических качеств, выражающих личностные предпосылки преступного поведения, присутствуют качества, выполняющие роль системообразующего ядра криминогенной склонности личности (наиболее существенные), и свойства, способствующие реализации функций этого ядра в порождении противоправного деяния.
Криминогенные качества личности преступника детерминируют содержание таких основных элементов психологического механизма преступления, как восприятие внешних условий, мотивообразование, целеполагание, исполнительная регуляция.
Центральным (системообразующим) элементом в механизме преступного поведения выступает принятие криминальной цели и неразрывно связанного с ней преступного способа действий, что представляет собой формирование у индивида криминальной целевой установки – решимости совершить определённые преступные действия или бездействие для удовлетворения некоторой потребности (внутренней мотивации) или разрешения сложившейся проблемной ситуации (внешней мотивации)[4].
Эта криминальная целевая установка, в сущности, представляет собой преступный умысел. Другие элементы механизма, такие как восприятие и оценка ситуации, имеющей отношение к преступлению, и мотивация, обусловливают принятие криминальной цели-способа, а исполнительная регуляция обеспечивает ее реализацию.
Таким образом, системообразующее ядро криминогенной склонности составляют психологические качества личности, обусловливающие принятие преступной цели-способа. Характеризуя эти качества наиболее общим понятием, можно сказать, что они выражают личностную приемлемость преступного способа и соответствующей ему криминальной цели.
Субъективная приемлемость преступного способа действий, включая его вынужденную допустимость, определяется также особенностью самосознания личности, которая неразрывно связана с наличием криминогенных качеств.
Личностная приемлемость выражается в принятии себя в роли субъекта допустимого противоправного деяния, иначе говоря, в положительном отношении к себе в данной роли. Такое отношение выражает криминогенное самосознание и может иметь различный смысловой и эмоциональный оттенок: от чувства гордости собой до оправдания себя в связи с пониманием, что преступное деяние является делом не достойным, но вынужденно необходимым.