Раздел 1.
Состояние нормативно-правового регулирования в
соответствующей сфере деятельности
Раздел 2.
Организация государственного контроля (надзора),
муниципального контроля
Раздел 3.
Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Раздел 4.
Проведение государственного контроля (надзора),
муниципального контроля
Раздел 5.
Действия органов государственного контроля (надзора),
муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Раздел 6.
Анализ и оценка эффективности государственного
контроля (надзора), муниципального контроля
Раздел 7.
Выводы и предложения по результатам государственного
контроля (надзора), муниципального контроля
Приложения
Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2019 год
Настоящий доклад об осуществлении уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г.
№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон
«Об аудиторской деятельности»), подготовлен в соответствии
с требованиями части 5 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)
в порядке, установленном Правилами подготовки докладов
об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215.
Анализ и оценка эффективности исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности» (далее – ВККР АО), проведены
на основании сведений, содержащихся в форме № 1-контроль «Сведения
об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за 2019 год (данные по указанной форме размещены
в государственной автоматизированной информационной системе «УПРАВЛЕНИЕ» (ГАС «Управление»).
Раздел 1.
Состояние нормативно-правового регулирования в
соответствующей сфере деятельности
Предметом внешнего контроля качества работы, согласно положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности», является соблюдение аудиторской организацией требований Федерального закона
«Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее – обязательные требования).
Принципы осуществления ВККР АО установлены Положением
о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях
к организации указанного контроля, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 203н.
Порядок осуществления государственной функции по ВККР АО установлен Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции
по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 11 января2013 г. № 3н (далее – Административный регламент), иными нормативными правовыми актами, полный перечень которых размещен на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru (далее – официальный сайт Федерального казначейства) в разделе «Главная / Контроль / Внешний контроль качества работы аудиторских организаций / Регламентирующие документы», вкладка «Перечень актов, которыми Управление по надзору за аудиторской деятельностью руководствуется при осуществлении своей деятельности».
Требования, подлежащие проверке в процессе осуществления
ВККР АО, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности, правилами независимости аудиторови аудиторских организаций, кодексом профессиональной этики аудиторов. Полный перечень законодательных
и иных нормативных правовых актов, исполнение требований которых проверяется при осуществлении ВККР АО, размещен на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Главная / Контроль / Внешний контроль качества работы аудиторских организаций / Регламентирующие документы» (вкладка «Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора в сфере внешнего контроля качества работы аудиторских организаций»), а также в информационно-правовых системах в сети «Интернет».
Необходимо отметить, что в соответствии с Положением
о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576,
на территории Российской Федерации подлежат применению:
- международные стандарты контроля качества;
- международные стандарты аудита финансовой информации;
- международные отчеты о практике аудита финансовой информации;
- международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;
- международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации;
- международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;
- иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита.
В 2019 году в Российской Федерации действовали международные стандарты аудита, введенные в действие приказом Минфина России
от 9 января 2019 г. № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации».
Анализ указанных выше нормативных правовых актов и практики
их применения не выявили:
- фактов, указывающих на невозможность исполнения аудиторскими организациями установленных требований;
- факторов, указывающих на невозможность осуществления контроля со стороны Федерального казначейства за исполнением этих требований;
- признаков коррупциогенности.
Раздел 2.
Организация государственного контроля (надзора),
муниципального контроля
а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного надзора (контроля)
В соответствии с положениями части 1 статьи 10.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» ВККР АО осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 2004 г. № 703 (далее – Положение о Федеральном казначействе), Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии
с законодательством Российской Федерации функцию по ВККР АО.
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.
Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.
Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.
Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Перечень территориальных органов Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, осуществляющих государственную функцию по ВККР АО (далее – ТОФК), утверждается приказом Федерального казначейства.
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 июня
2017 г. № 130 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации»
(в редакции приказа Федерального казначейства от 1 февраля 2019 г. № 21)
в 2019 году функцией по ВККР АО были наделены:
Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу;
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю;
Управление Федерального казначейства по Ростовской области;
Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю;
Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан;
Управление Федерального казначейства по Нижегородской области;
Управление Федерального казначейства по Свердловской области;
Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю;
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
В соответствии с подпунктом 9.22 (2) пункта 9 Положения
об Управлении Федерального казначейства по г. Москве (далее – Положение об УФК по г. Москве), утвержденного приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316 (с учетом изменений и дополнений) функция
по ВККР АО также осуществляется структурным подразделением
УФК по г. Москве.
Структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, осуществляющим функцию по ВККР АО является Управление по надзору за аудиторской деятельностью.
На основании приказа Федерального казначейства от 29 декабря
2017 г. № 395 «О распределении обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями» курирует и контролирует деятельность Управления по надзору за аудиторской деятельностью заместитель руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайлик.
б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций
Функции Федерального казначейства установлены Положением
о Федеральном казначействе.
Непосредственное исполнение государственной функции по ВККР АО в 2019 году осуществлялось Управлением по надзору за аудиторской деятельностью и 10 ТОФК. Данная деятельность Управления по надзору
за аудиторской деятельностью регламентирована Положением
об Управлении по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства
от 21 апреля 2016 г. № 115, деятельность 10 ТОФК регламентирована приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. № 130 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» и Положением об УФК по г. Москве.