Развитие процессов глобализации отразилось на изменении как мировой экономической системы, так и на главных национальных институтах. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран. Современное мировое экономическое хозяйство немыслимо без перетока капиталов, человеческих ресурсов и технологий, наиболее эффективно этот переток происходит в рамках международных компаний, которые обеспечивают подобный обмен на базе совместных экономических интересов с иными экономическими субъектами. Именно на уровне международных компаний снимаются политические препятствия, что позволяет проводить эффективный обмен факторами производства и технологиями. Более того, по мере развития глобализации значение международных компаний возрастает, что ставит проблему снижения национального суверенитета отдельных государств и роста экономического влияния международных компаний.
Поэтому представляется актуальным рассмотреть в рамках данной работы влияние международных компаний на национальные экономики
Объект работы – международные компании.
Предмет работы – влияние международных компаний на национальные экономики
Цель работы – исследовать особенности влияния международных компаний на национальные экономики.
Задачи работы:
- исследовать понятие и сущность международной компании;
- рассмотреть особенности влияния международных компаний на национальные экономики;
- оценить роль международных компаний в развитии национальных экономик;
- изучить «Роснефть» как международную компанию;
- рассмотреть влияние «Роснефти» на развитие экономики Российской Федерации.
При исследовании данной темы использовались следующие методы: сбор информации, ее целенаправленное преобразование, теоретический анализ литературы по проблеме, конкретизация, сравнение, анализ и синтез полученной информации, ее обобщение.
Степень изученности проблемы. Проблемам роли и значения международных компаний в национальных экономиках посвящены труды В.Л. Иноземцева, А.В. Холопова, А. Р. Валиуллина, А.Г. Аганбегяна.
Так же необходимо отметить работы И.В.Филимоновой, Л.В.Эдера, М.В.Мишенина, Р.А.Мочалова посвященные роли международных компаний в современных экономиках.
При написании работы использовались труды И.В. Герамчука, Б. Бобровникова, В. Бондарика, Х. Каракашева, К. Корнильева, М. Краснова, В. Овчинникова, Н. Прянишникова, Ю. Пуха, А. Райкова, Ю. Яковеца в которых освящены важные аспекты взаимодействия международных компаний и национальных экономик.
При написании курсового исследования так же использовался статистический материал, в котором отражена роль международных компаний в национальных экономиках.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, проанализированы методы исследования, источники и историография проблемы, определены объект и предмет работы, цели и задачи работы, проанализирована структура курсового проекта.
В главах работы рассматривается проблема курсовой работы.
В заключении приведены основные выводы по проблеме.
Список источников включает источники и научные работы, использованные при написании курсового исследования.
1.Международные компании и их влияние на национальные экономики
1.1.Понятие и сущность международной компании
Международная компания представляет собой особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое системное целое для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира. Для международной компании важно то, что она имеет международное строение капитала, систему управления в которую входят презенты различных стран, а также она действует на территории нескольких юрисдикций. Это приводит к тому, что международная компания использует универсальные правовые и экономические протоколы в своей деятельности, имеет сложную юрисдикцию и не привязана в своей деятельности к одному национальному регулятору.
Существуют два основных вида международных компаний:
1) транснациональная корпорация (ТНК) – сообщество, головная компания которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;
2) многонациональные компании (МНК) – сообщество, головная компания которого принадлежит капиталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах.
1.2.Особенности влияния международных компаний на национальные экономики
Отношения между национальными экономиками и международными компаниями могут быть конфликтными, кооперационными или нейтральными. распространению принципа наибольшего благоприятствования на международные компании и установлению в настоящем и будущем одинакового режима для национальных и международных компаний все больше нейтрализуют негативные аспекты отношений между национальными экономиками и международными компаниями.
Международные компании для каждого государства являются представителями мирового хозяйства и имеют ограниченную различными правилами автономию. В частности, они могут разрабатывать глобальную стратегию и создавать центры по принятию глобальных решений. Но поскольку государства – основные политические элементы международной системы, все компании должны действовать в определяемых ими юридических и институциональных рамках. Естественно, в силу международного характера им приходится осуществлять свою корпоративную стратегию в различной культурной среде, одновременно в нескольких юридических и политических системах. Специфика структуры международных компаний, их продукции и услуг должна отвечать рынкам и юрисдикции государств, в которых они действуют [5, c. 74].
В свете долгосрочных целей стратегия международных компаний должна соотноситься с ролью государств как субъектов международной конкуренции. Международные компании считаются главными факторами формирования конкурентоспособности национальных экономик и реализации их конкурентных преимуществ на международных рынках. Возможности и деятельность по техническому развитию, производству, продаже, рационализации и принятию риска делают международные компании основными участниками конкуренции на мировом рынке.
Международные компании – специфические действующие экономические субъекты в национальном процессе. Они являются экономическими агентами той национальной экономики, которая через рыночные механизмы достигает решающего влияния на факторы, формирующие конкурентоспособность чужих экономик. Это дает возможность вносить изменения в сравнительные преимущества затронутых международными компаниями стран. Такая ситуация, разумеется, может не соответствовать национальным интересам национальной экономики и даже вступать с ними в противоречие.
Участие международных компаний в международной конкуренции многозначно и имеет немало уровней. В рамках национальных экономик они конкурируют с местными компаниями или иными международными компаниями за рынки, а временами за местные дотации и иные льготы [6, c. 90].
В пределах такой сложной системы существуют две сферы отношений международных компаний с национальными экономиками. Одна – между материнской национальной экономикой. Другая – между компанией и национальной экономикой принимающей страны.
История многих международных компаний, распространявших свою деятельность на другие страны, характеризовалась простой формулой: купец следует за рынком, флаг следует за купцом, а армия следует за флагом. В настоящее время этой формулой больше не руководствуются. Сегодня нет каких-то ярких примеров, когда международные кампании использовались бы правительствами для расширения власти национального государства [4, c. 118].
На международном уровне невозможно найти общей формулы, которая характеризовала бы отношения между международными кампания их родиной. В тех странах, где исторически существовало тесное взаимодействие правительства и предпринимательства, она обычно имеет продолжение и тогда, когда международная компания расширяет свою деятельность за национальные границы.
Союз международных кампаний и национальной экономики страны ее происхождения может носить ограниченный характер. Растущие масштабы транснационализации поднимают некоторые вопросы, связанные с материнскими международными компаниями, которые являются предметом озабоченности правительств.
Отношения между принимающими экономиками и международными кампаниями – сложны. Это обусловлено частым несовпадением интересов. Такая асимметрия ощущается сразу же, как только обе стороны пытаются максимизировать свои выгоды. Международные кампании, как правило, экономически сильнее, чем большинство принимающих их государств.
Было немало случаев, когда международные компании вмешивались в политику местных властей, начинали кампанию по формированию новых правительств, которые бы лучше реагировали на их требования.
Вот главные политические, экономические и человеческие факторы, которые сказывались на деятельность международных кампаний:
политическая стабильность в принимающих странах; характер институционального законодательства и экономической политики, прозрачность и предсказуемость действий регулятора
политика принимающего правительства по отношению к международным компаниям
способность государства удерживать на низком по международным стандартам уровне цены на важнейшие местные факторы производства и ресурсы;
отношение к международным компаниям, демонстрируемое общественностью и со стороны институтов, оказывающих влияние на политику [3, c. 74].
Унификация национальных институциональных систем связана с интеграцией стран через разнообразные международные компании, присоединение их к единым нормам стандартов, как правило позитивно.
Во многих случаях международные компании способствует экономическому росту национальных экономик, открывают новые возможности для стран и их экономических систем в сфере кредитования, участия в различных международных проектах, привлечении новых инвесторов, выхода на перспективные рынки.
Однако в некоторых случаях международные компании становится для отдельных экономик институциональной ловушкой, блокирующей деятельность других эффективных компаний с исключительно национальным капиталом.
За последние несколько десятилетий в мировой экономике сформировалась целостная сеть международных компаний, деятельность которых охватывает фактически всю мировую хозяйственную систему и часто даже диктует «правила игры» национальным экономикам.
Существующие международные компании имеют принципиальные отличия как по структуре, так и механизмам воздействия. В одних случаях это может быть прямое воздействие на формирование национальной институциональной системы по определенному образцу (подгон формальных правил под определенные «правила игры»), в других – это воздействие извне на функционирование тех или иных институтов [3, c. 60].