Введение
1 Теоретические основы ведения междунарожного бизнеса
1.1 Понятие и сущность международного бизнеса
1.2 Основные виды и формы международного бизнеса
1.3 Особенности международного предпринимательства
2 Анализ экономической среды и условий ведения бизнеса в Республике Корея
2.1 Исследование особенностей экономической среды Республики Корея
2.2 Оценка правовых аспектов ведения бизнеса в Республике Корея
2.3 Анализ правил и условий взаимодействия с резидентами в Республике Корея
3 Разработка рекомендаций для российских предпринимателей по ведению бизнеса в Республике Корея
Заключение
Список использованных источников
В условиях конкурентной бизнес-среды важнее, чем когда-либо, понимать бизнес-культуру целевых рынков. Решение вести бизнес в другой стране может помочь компаниям открыть новые рынки для сотрудничества, или даже разработать товары, ориентированные на конкретные страны. Однако, если бы международный бизнес был легким, то тогда каждая фирма открывала бы международные офисы. При ведении бизнеса за рубежом стоит учитывать культурные особенности каждой страны, соблюдать местные и международные законы. Стремление предприятий к международному росту, как импортера-экспортера дает огромную возможность выйти на новые рынки. Ведение бизнеса в другой стране может быть сложным из-за разнообразия потенциальных различий в культуре, политической и экономической среде и правил между внутренним рынком и зарубежными целевыми рынками. Однако, когда все сделано правильно, то выход бизнеса на международный уровень может привести к многочисленным преимуществам, включая новые возможности и увеличение продаж.
Актуальность темы ведения бизнеса в другой стране заключается в том, что на сегодняшний день многие организации пытаясь выйти международный рынок, начинают исследовать зарубежные рынки, где в действие вступают факторы международного бизнеса. Международный бизнес представляет собой объединенные между собой разнообразные отношения и интересы различных групп и организаций, которые складываются во всех странах.
Введение санкций для российских предприятий со стороны европейских государств, и принятие ответных мер со стороны российского правительства привело к необходимости поиска новых партнеров и расширения деловых контактов с ближайшими соседями по странам Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим становиться актуальным проведение анализа страны, в которой планируется ведение бизнеса. Среда действия организаций на международном уровне обусловлена различными факторами, характеризующих каждую страну. Эти факторы включают экономические аспекты, юридические аспекты, культурные аспекты, законы, налоги, политическая обстановка, технологическая среда. Чтобы достичь успеха необходимо знать технологию деловых отношений, уметь вести переговоры, соблюдать этику коммерческого общения, преодолевать языковые трудности, следить за своим положительным имиджем и другое.
Ведение торговых операций и бизнеса в азиатских странах требует особого подхода. Представители Японии, Республики Корея, Китая, Вьетнама резко отличаются от бизнесменов из стран Европы и Америки. Различия эти заключаются в стиле ведения и тактике деловых переговоров, особенностях изучения будущих партнеров по бизнесу. Народы Азиатско-Тихоокеанского региона имеют свой особенный образ мышления и свои моральные устои.
Восточная Азия – самый экономически динамичный регион в мире. За последние тридцать лет страны Восточной Азии в целом характеризуются довольно высокими темпами роста национальных экономик, существенно увеличив свою долю в мировом производстве и торговле. Экономическое ядро данного региона формируют Япония, Китай и новые индустриальные страны, такие как Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань. Их важнейшая общая черта – высокие темпы экономического роста и развития. Экономический рост сопровождался значительным сокращением неравенства в доходах, открыв новые возможности для людей из незажиточных и просто бедных семей. Произошло радикальное улучшение многих социальных индикаторов, характеризующих благосостояние людей. В частности, резко сократилась детская смертность, и возросло число школьников.
Республика Корея является одной из ключевых экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. В каждом из последних пяти десятилетий среднегодовые темпы роста превышали 5%, и экономика в настоящее время является страной с высоким уровнем доходов, ориентированной на инновации, с населением чуть менее 49 миллионов человек, с общим ВВП, превышающим 1 триллион долларов США, и доходом на душу населения, превышающим 20 000 долларов США (с учетом ППС). На Южнокорейскую экономику приходится 2% мирового ВВП, и экономика добивается прогресса в достижении японского уровня доходов.
Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея имеет стратегический и взаимодополняющий характер и играет важную роль в решении экономических проблем двух государств. Значение Российской Федерации в экономическом развитии Республики Корея приобретает стратегический характер, правительство Республики Корея рассматривает сотрудничество с Россией как необходимое условие решения своих экономических проблем, обеспечения энергетической безопасности и укрепления своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Объектом исследования выступают особенности условий ведения бизнеса российскими предприятиями в Республике Корея. Предметом исследования является совокупность взаимосвязей, возникающих в процессе исследования экономических, нормативно-правовых и культурных особенностей Республики Корея.
Целью данной работы является изучение аспектов ведения бизнеса в Республике Корея и разработка рекомендаций для предприятий Свердловской области по ведению бизнеса с корейскими партнерами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы ведения международного бизнеса;
- Проанализировать экономическую среду Республики Корея;
- Проанализировать условия ведения бизнеса в Республике Корея;
- Разработать рекомендации для предпринимателей по работе с корейскими партнерами.
Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются теоретические аспекты международного бизнеса, его сущность и формы. Вторая глава носит аналитический характер и включает в себя общую информацию о Республике Корея и анализ ее экономической среды, также рассматриваются нормативно-правовые аспекты при ведении бизнеса в Республике Корея и условия взаимодействия с резидентами. В третьей главе представлены рекомендации для предпринимателей Свердловской области по работе с корейскими партнерами.
Методологической основой исследования является теоретический анализ научной литературы по теме выпускной квалифицированной работы, а также анализ условий ведения бизнеса в Республике Корея. Для проведения исследования использовались учебные пособия, журналы, статьи, интернет ресурсы и другие справочные материалы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОЖНОГО БИЗНЕСА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Международный бизнес — популярное в настоящее время словосочетание в реальном мире международной предпринимательской деятельности. Практически все современные компании стремятся стать игроками мирового уровня, известными за пределами своих базовых стран.
К международному бизнесу относится любая хозяйственная сделка с участием представителей двух или более стран. Сотрудничество предприятий разных стран осуществляют такие сделки с целью получения прибыли.
Несмотря на то что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации). Иными словами, международный бизнес — это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах [5, с 27].
Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из деловых операций осуществляемых между странами, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового [6, с 24].
Именно решение компаний вести международные операции с другими странами, является первым шагом, который в итоге приводит к превращению менеджмента из странового в международный. Только отчетливое понимание причин выгодности для фирмы международных операций позволяет понять природу и специфику международного бизнеса, как объекта взаимодействия формируемого им же международного менеджмента.
Международный бизнес имеет свои особенности, которые отличают его от ведения бизнеса в свой стране:
- Возможность выхода за границы страны для заключения сделок и получения прибыли;
- Использование дополнительных экономических возможностей;
- Интернационализация для любого бизнеса открывает новые возможности, становится реальным использование глобального бизнеса, поскольку он не зависит от национальных особенностей страны и направлен на экономическую эффективность;
- Существование культурного фактора, который представлен ограничениями определенной страны, с которой ведется бизнес;
- Определение глобального характера международного бизнеса, поскольку он охватывает мировую информацию, мировой финансовый рынок, глобальную структуру нововведений;
- Международный бизнес поддерживает государство скрытыми формами борьбы с внутренней конкуренцией.
Особенность, которая считается самой важной у международного бизнеса – это экономическая, государственная и политическая сфера конкуренции, и наличие социально-культурного фона, что отличает его от национальных рынков [37].
Американский исследователь Р.Робинсон выделил пять этапов развития международного бизнеса [8, с 9].
Таблица 1 - Исторические этапы развития международного бизнеса[1]
Период
|
Этапы
|
Характеристика
|
Итог
|
1500-1850 гг.
|
Коммерческая эра
|
Поиск личных выгод при торговле. Поддержка бизнеса со стороны государства
|
Изменения в промышленности, предприниматели стали задумываться о выгоде международного бизнеса
|
1850-1914 гг.
|
Эра экспансии
|
Использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических); расширение рынков сбыта; использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).
|
Оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран
|
1914-1945 гг.
|
Эра концессий
|
Компании-концессионеры становятся автономными экономическими государствами, которые осуществляют производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные функции
|
Интернационализация мирового рынка рабочей силы и конкуренция на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий
|
1945-1970 гг.
|
Эра национальных государств
|
Становление и развитие десятков новых национальных государств в самостоятельных игроков на международном рынке.
|
Появление мультинациональных корпораций(МНК).
|
1970 – наст. время
|
Эра глобализации
|
Технологические, экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция.
|
Международные экономические связи охватили все страны. Зависимость стран от международного бизнеса.
|
Таким образом, историческое развитие международного бизнеса привело к тому, что сфера международного бизнеса превратившись в сферу конкуренции, позволила компаниям и фирмам реализовывать свои конкурентные преимущества на национальных, зарубежных и международных рынках.
Участие в международном бизнесе позволяет странам использовать свои сравнительные преимущества.
Концепция сравнительного преимущества означает, что страна имеет преимущество перед другими странами с точки зрения доступа к доступным земле, ресурсам, рабочей силе и капиталу. Другими словами, страна будет экспортировать те продукты или услуги, которые используют многочисленные факторы производства. Кроме того, компании с достаточным капиталом могут искать другую страну, которая изобилует землей или трудом, или компании могут стремиться инвестировать на международном уровне, когда их внутренний рынок становится насыщенным.
Международный бизнес также усиливает конкуренцию на внутренних рынках и открывает новые возможности на внешних рынках. Глобальная конкуренция стимулирует компании стать более инновационными и эффективными в использовании ресурсов.
Для потребителей международный бизнес знакомит их с различными товарами и услугами. Для многих это повышает их уровень жизни и увеличивает их подверженность новым идеям, устройствам, продуктам, услугам и технологиям.
1.2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Ведение бизнеса на международном рынке, осуществляется с помощью нескольких форм. Первой и основной формой ведения международного бизнеса являются экспорт и импорт.
Экспортом является продажа продукции, которая производится в одной стране, для дальнейшей переработки или перепродажи в других странах мира.
Импорт – это покупка продукции, произведенной в странах мира, с целью дальнейшей обработки или продажи на территории своего государства.
Экспортно-импортные операции включают в себя торговлю товарами (сырье, одежда, и т.д.) и торговлю услугами (финансовые, транспортные).
Вторая форма международной предпринимательской деятельности - это зарубежные инвестиции, или передача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны.
Инвестиции делятся на две категории: прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции.
Прямые зарубежные инвестиции - это вложение капитала с целью осуществления приобретения и реального контроля над объектами собственности, активами и целыми компаниями в других странах. При этом страна, на территории которой ведется бизнес, является страной принимающей инвестиции.
Портфельные инвестиции - это приобретение зарубежных финансовых активов (акций, облигаций и депозитных сертификатов), не ставящее целью осуществление контроля.
Организационно-правовые формы осуществления международной деятельности определяются особенностями законодательства тех стран, где зарегистрированы занимающиеся ею фирмы. Однако часто подобная деятельность осуществляется фирмой не самостоятельно, а через созданную за рубежом дочернюю компанию или иного посредника. Тогда функционирование такой группы в целом фактически регулируется законодательными системами обеих стран одновременно [3, с 17].
1. Камзин Н. Международные расчеты. Сущность международного предпринимательства и теория расчетных отношений [Электронный ресурс] / Н. Камзин, Е. Камазина, - Режим доступа: https://www.litres.ru, свободный.
2. Лавриненко, В. Н. Деловая этика и этикет [Текст] : учеб. / Л. В. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан. - Москва : Юрайт, 2016. - 118 с.
3. Михалкин, В. А. Организация и формы международного бизнеса [Текст]: учеб. / В. А. Михалкин. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2015 - 448 с.
4. Просветов Г. И. Международный бизнес: задачи и решения[Текст]: учеб. Г.И. Просветов - Москва: Альфа- Пресс, 2014 — 160 с.
5. Погорелецкий А.И. Международный бизнес. [Текст]: учеб. / А.И. Погорелецкий, С. Ф. Сутырин;под ред. А. И. Погорлецкого. - Москва : Юрайт, 2015. — 733 с.
6. Поспелов, В. К. Международный бизнес [Текст]: учеб. / В. К. Поспелов, Е. Б. Стародубцева, Н. В.Лукьянович.- Москва :ИНФРА-М, 2014 - 256 с.
7. Сейфуллаева М.Э. Международный менеджмент [Текст]: учеб. / М.Э. Сейфуллаева. - 2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2016 — 232 с.
8. Темнышова, Е.П, Международный менеджмент [Текст]: учеб. / Е. П. Темнышова, М. А. Денисенко, А. К. Дубин; под ред. Е. П. Темнышовой. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. — 456 с.
9. Хасбулатов, Р. И. Международные экономические отношения[Текст] : учеб. / Р. И. Хасбулатов. — Москва: Юрайт, 2014 — 910 с.
10. Шевченко. Б.И. Международный бизнес [Текст] : учеб. /Б.И. Шевченко - Москва : КноРус, 2017. - 566 с.
11. Шеламова Г.М.Деловая культура и психология общения [Текст]: учеб./ Г. М. Шеламова. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 160 с.
12. Шобанов А.В. Международный бизнес [Текст] : учеб./ под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. - Москва: Юрайт, 2015. — 733 с.
13. Некоторые особенности корейского делового этикета [Текст] / Абрамова Н. В. // Концепт. - 2016. - №5. - С. 94-96.
14. Современные проблемы менеджмента в международном бизнесе [Текст]: Монография / под ред. В.И. Королева - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014.
15. Банк Кореи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://eng.bok.or.kr/eng/engMain.action, свободный.
16. Корейское статистическое бюро KOSTAT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kostat.go.kr/eng,свободный.
17. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.ru,свободный.
18. Обсерватория экономической сложности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://atlas.media.mit.edu/ru,свободный.
19. Уральское таможенное управление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utu.customs.ru,свободный.
20. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru,свободный.
21. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru,свободный./
22. Всемирный банк - DoingBusiness[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org,свободный.
23. Корейская ассоциация международной торговли (Korea International Trade Association, KITA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kita.org,свободный.
24. Корейский информационный ресурс, KOSIS (Korean Statistical Information Service) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kosis.kr/eng/, свободный.
25. Корейская корпорация по стимулированию торговли, KOTRA (Korea Trade Promotion Corporation) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://english.kotra.or.kr,свободный.
26. Международная промышленная выставка Иннопром [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innoprom.com, свободный
27. Международная промышленная выставка ИННОПРОМ. Металлообработка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://metalworking-expo.com, свободный.
28. Министерство стратегии и финансов Республики Корея (Ministry of Strategy and Finance) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://english.mosf.go.kr, свободный
29. Торгово-промышленный портал Метапром [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metaprom.ru, свободный
30. Уральская торгово-промышленная палата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uralcci.com, свободный.
31. Элитрариум центр дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http://www.elitarium.ru, свободный.
32. Bloomberg LP [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bloomberg.com, свободный.
33. Deloitte Touche Tohmatsu Limited [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com, свободный.
34. DFK International, Independent Global Accounting, Taxation and Business advisory services [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dfk.com, свободный.
35. Ernst & Young Global Limited [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.ey.com/ru/ru/home, свободный
36. EUGATEWAY Business Avenues[ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eu-gateway.eu, свободный.
37. Hofstede Insights [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hofstede-insights.com, свободный
38. ING Group, banking and financial services [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ing.com, свободный.
39. International Relations EDU [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.internationalrelationsedu.org, свободный.
40. Investopedia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.investopedia.com, свободный
41. Korea Trade Investment Agency [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.kotra.or.kr, свободный
42. Mazars international, integrated and independent organisation [Электронныйресурс]. - Режим доступа://www.mazars.com, свободный.
43. Trading economics [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://tradingeconomics.com,свободный.
-
World business culture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldbusinessculture.com, свободный.