Введение
1. Сущность адаптации
2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации
3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде
Список используемой литературы
ХХI в. – век глобализации, в котором мир продолжает сталкиваться с множеством вызовов, проблем и противоречий. Одну из лидирующих позиций в нем занимают этнические проблемы.
На сегодняшний день, по данным ООН, более 170 млн. одних легальных мигрантов – иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих, предпринимателей, студентов и многих других групп проживают за пределами страны своего происхождения.
Такой подъем миграционной активности во многом связан с проявившимся в последние десятилетия, всплеском этнической идентичности людей. Однако, неизбежным результатом массовых международных миграций становятся различные варианты интеракций мигрантов с принимающим этническим большинством, реализующиеся как на социально- групповом, так и на индивидуально-личностном уровнях. Его участники в той или иной мере сталкиваются с трудностями взаимодействия с теми, чья культура отличается от их собственной и чье поведение они не способны предсказать.
Подобная проблемная ситуация в сфере межэтнического взаимодействия порождает актуальность рассмотрения межкультурной адаптации (прежде всего – мигрантских) групп, оказавшихся в иной, «чуждой» им этнокультурной среде.
Термин «адаптация» происходит от латинского слова «adaptacio», означающего «приспособление». Исходя из этого, межкультурную адаптацию (в качестве синонимов используются также категории «социокультурная» либо «кросс-культурная адаптация») можно определить как процесс и результат активного приспособления этнических групп (и отдельных индивидов – их представителей) к условиям другой социо-культурной среде.
Вопрос межкультурной адаптации является частным вариантом более широкой проблемы социальной адаптации человека и носит междисциплинарный характер. Среди авторов, изучающих данную область, следует назвать Т.Г. Стефаненко, М.А. Иванову, .А. Титикову, Е.В. Витенберг, Н.К. Иконникову и др.
Широкий круг специалистов, занятых этой проблемой, с одной стороны, способствует тому, что эта область обогащается данными и исследованиями смежных дисциплин. Но в то же время, исследователи чаще анализируют полученные данные в свете узкопрофессиональных интересов, и это приводит к тому, что полученные результаты трудно сравнимы из-за разницы в подходах.
Еще одним недостатком в этой области является то, что большая часть литературы по данной проблеме строится на системе ценностей, присущей американской культуре, что не может влиять на выводы исследователя.
Изучая особенности межкультурной адаптации, Л.В. Ковтун отмечает, что разные группы людей, оказавшихся в новой этнокультурной среде, испытывают отличные друг от друга трудности, и процесс вхождения в новую культурную среду так же не одинаков.
Выделяется три периода адаптации:
первоначальный (характеризуется приподнятым настроением и оптимизмом);
депрессия (период растерянности и «культурного шока»);
период восстановления.
1. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии // Социологические исследования. 2007. № 1.
2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие для вузов – Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
4. Кочетков В.В.Психология межкультурных различий. М., 2002.
5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология.- М., 2009.
6. Парсонс Т. Система современных обществ.-М.: Аспект Пресс,1998.- 270 с.
7. Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы социальной адаптации личности (информационный подход). Дис. канд философ, наук.-Новосибирск: 2002.
8. Ростова JI.M. Социальная адаптация личности в коллективе. -Томск: 2003.