Реферат|Философия

Основные направления исследований Э. Фромма

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 18

Введение 

  1. Основные направления исследований Э. Фромма
  2. Особенности представления о нормальной и аномальной личности в работах Э. Фромма 

Заключение  

Литература  

Актуальность исследования определяется следующими остоятельствами:

Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшение производительности труда и вообще "развал" промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в странах постсоветского пространства в 1990-х гг. По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности и нарушения его здоровья, в том числе и психологического.

В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З. Фрейд. Он развивал мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер-Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего - К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, которые работали с людьми разных возрастов, культур и цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации, до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов[1]. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу.

Э. Фромм, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показал, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться отчасти своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины.

Определим цель нашей работы – рассмотреть и исследовать основные положения нормального и аномального развития личности в работах Э. Фромма.

Задачи нашей работы будут следующими:

  1. Определить основные направления исследований Э. Фромма
  2. Проанализировать особенности представления о нормальной и аномальной личности в работах Э. Фромма

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

 

1.     Основные направления исследований Э. Фромма

Фромм (Fromm) Эрих (р. 23.3.1900, Франкфурт-на-Майне), немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929—32 сотрудник института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне; в 1933 эмигрировал в США; ряд лет вёл практику врача-психоаналитика; с 1951 профессор университета в Мехико.

Фромм. отходит от биологизма З. Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию личности, Фромм стремится выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе её формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по Фромму, социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с различными историческими типами самоотчуждённого человека (накопительский, эксплуататорский, «рецептивный» (пассивный), «рыночный»). Различные формы социальной патологии в современном буржуазном обществе Фромм также связывает с отчуждением. Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Фромм с позиций надклассового гуманизма выдвигает утопический проект создания гармонического «здорового общества» при помощи методов «социальной терапии»[2].

Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",

существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

  1. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). - М. - – 653с.
  2. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. - М. - – 554с.
  3. Современная западная философия. / Под ред. В.П. Лекторского. - М. - – 432с.
  4. Современная западная философия: словарь / Сост. Малахов В.С., Филатов В.П. - М. - 2014. – 438с.
  5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. – 2013. - 816с.
  6. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. (включает работы "Искусство любить", "Душа человека", "Забытый язык", "Концепция человека у Маркса" и др.)
  7. Фромм Э. Иметь или быть? - М. - 2013. – 553с.
  8. Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М. - 2015. – 429с.
  9. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. - М. - 2011. – 326с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Э. Фромм «Человек для самого себя»
Telesammit
Реферат Философия
2015 год 25 стр.
Реферат Основные категории науки
Alcofribas

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское