Реферат|Религия

Религия, как социальный институт

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 15

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие и сущность религии
  2. Религия, как социальный институт в современном мире

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Религия – мировоззрение человека, основанное на вере в сверхъестественное и поклонение ему. Составными частями религии как мировоззрения является соблюдение людьми определенных моральных норм, следование ими особой системе ценностей, практика обрядов и признание культа. Как правило, религия предполагает создание организованного объединения верующих в отдельную, четко структурированную структуру – церковь. В большинстве религиозных общин и сообществ ведущее место занимают служители культа или священнослужители.

Религиозное мировоззрение чаще всего основано на неких священных текстах, которые содержат в себе основы данной веры и, по мнению ее сторонников, продиктованы либо непосредственно Богом, либо людьми, достигшими высших стадий посвящения в таинство (то есть святыми).

Цель – рассмотреть религию как социальный институт.

Задачи: 1. Изучить понятие и сущность религии; 2. Рассмотреть религию, как социальный институт в современном мире.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Понятие и сущность религии

Единого общепринятого определения религии не существует — как любое сложное явление, она имеет много дефиниций. Эти определения могут быть номинальными или реальными. Номинальные дефиниции основываются на непосредственном смысле слова, понимании его этимологии (происхождения) и смысловых связей. Зато реальные определения религии пытаются схватить основное содержание понятия, основываясь на анализе и синтезе различных аспектов конкретного явления. Здесь чаще всего отличаются определения структурные (с точки зрения структуры феномена религии и его компонентов), генетические (с точки зрения возникновения, становления и развития религии) и функциональные (с точки зрения функций религии в общественной и личной жизни человека).

Вот как определяли религию различные выдающиеся мыслители:

- Ф. Шлейермахер (1768–1834) утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших сил.

- И. Кант (1724–1804) видел основу религии в чувстве нравственного долга.

- Ф. Паульсон (1896–1908) говорил, что в основе религии — внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием».

- Б. Рассел (1872–1967) в основу религии полагал «страх перед неведомым».

В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины. Однако, у них есть и общий недостаток — исключительный акцент на психологической стороне переживаний верующего. При этом отсутствует упоминание об их внешнем источнике — Боге (божествах).

Относительно происхождения слова «религия» существует несколько теорий, которые с филологической точки зрения выглядят вполне равноправными. Так, выдающийся римский оратор и философ Цицерон (I в. До н. Э.) считал, что латинское слово «religio» происходит от глагола «relego» («заново обдумывать», «переосмысливать», «перебирать»). То есть, по Цицерону, религия — это постоянное, бдительное и бережное, бескорыстное отношение ко «всему, что касается культа богов». Именно чистосердечное и бескорыстное соблюдение божественного культа, утверждал философ, отличает истинную религию от простой набожности — последняя нередко оборачивается суеверием и предрассудками, основанными исключительно на корыстных желаниях человека.[1]

Религия, по Цицерону, является основой человеческой морали и общественных отношений, без нее он не может представить никаких по-настоящему человеческих отношений — человечество без религии превратилось бы в скопления диких животных. Религия имеет два главных измерения — внешний и внутренний — «благочестие» («pietas») и «святость» («sanctitas»). Внешний — «благочестие» — заключается в четком соблюдении традиционного культа и молитвы, тогда как внутренний — «святость» заключается в воспитании добродетелей, основанных на вере («fide»), самой совершенной из которых является «справедливость».

Другую теорию происхождения слова «religio» выдвинул христианский апологет Лактанций (III-IV вв.). По его мнению, латинское существительное «religio» происходит от глагола «religo» («привязывать», «восстанавливать связь», «увлекаться»), потому что именно в религии и через нее люди «узами благочестия привязаны и соединены с Богом»). Лактанций, подобно Цицерону, разграничивает понятия религии и простой набожности или суеверия, только связывает это различение уже с выделением веры в «единого и истинного Бога» и чествованием «многих и ложных богов».

  1. Аринин Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. — Архангельск: Изд-во ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. — 295 с.
  2. Баёв П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. — 2011. — № 2. — С. 118—127.
  3. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. - М.: «Экзамен», 2004. 150 с.
  4. Жуковский В. И., Копцева Н. П., Пивоваров Д. В. Визуальная сущность религии: монография. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2006. — 460 с.
  5. Забияко А.П. Религия // Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красикова, Е.С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 1069-1073.
  6. Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. — М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с.
  7. Маслов А. А. Религия в Китае // Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. — СПб.: Алетейя, 2003. — С. 15-29..
  8. Радугин А. А., Радугин К. А. Учебник. Социология. - М.: «Проспект», 2006. 230 с.
  9. Социология. Учебник для ВУЗов / Под. ред. Лавриненко В.Н. –М.: «Юнити», 2000. 210 с.
  10. Социология. Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2007. 310 с.
  11. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Философия культа (опыт православной антроподицеи). — М.: Мысль, 2004. 158 с.
  12. Фролов С. С. Социология. Учебник. - М.: «Юнити», 2006. 256 с.
  13. Хлебников Г. Сущность религии.//Электронный ресурс режим доступа: http://www.pravoslavieto.com/docs/ru/apologetika/2_sushtnost_religii.htm
  14. Элбакян Е. С. Религия // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — С. 488.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Религия
2021 год 10 стр.
Социальный аспект греха
Telesammit
Реферат Религия
2020 год 22 стр.
Реферат Религия, церковь, государство
bugalter
Реферат Религия
2011 год 18 стр.
Бог как источник нравственного закона
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское