Введение
- Диагностика уровня развития творческого воображения у дошкольников
- Программа развития творческого воображения и воображения у детей
- Итоговая оценка уровня развития творческого воображения у детей
Заключение
Литература
Приложения
Отчёт по практике|Дошкольная педагогика и психология
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 49
Введение
Заключение
Литература
Приложения
Цель практики - исследование творческого воображения у дошкольников.
Объектом нашего исследования являются творческое самовыражение девочек и мальчиков у дошкольников.
Предмет исследования - процесс мышления у дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы считаем, что процесс творческого воображения у детей имеет гендерные различия.
Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- разработать и апробировать программу по формированию творческого воображения и воображения у детей;
- разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения и воображения у детей.
В ходе исследования использованы разнообразные методы:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогический эксперимент работы по выявлению у детей данной группы уровня мышления;
- наблюдение, количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база – дошкольники в количестве 40 человек (21 мальчик, 19 девочек).
Диагностические исследования уровня воображения были проведены у дошкольников 6-7 лет в количестве 40 детей (21 мальчик, 19 девочек).
Для комплексной диагностики уровня развития творческого воображения были взяты методики представленные Р.С. Немовым [52, 344]:
1) «Дорисовывание фигур».
2) «Нарисуй картинку».
3) «Вербальная фантазия».
Для исследования выработан один критерий по всем методикам. Для этого воспользуемся стандартной системой оценок, представленной Р.С. Немовым [52, с.328]. Описываемые в этой главе методики позволяют получить показатели психического развития, выражаемые в 10 бальной системе. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов - о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4 - 7 баллов - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там где установить, стандартную систему оценок трудно предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
Цель: определение уровня творческого воображения, способности создавать оригинальные образы.
Стимульный материал методики представлен в приложения № 1-7.
Ход исследования: Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем вычисляется, согласно ключу уровень творческого воображения по группе см. таблицу 1.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
№ п/п |
Имя Ф. Ребенка |
Кол-во баллов по методике №1 |
Уровень мышления |
№ п/п |
Имя Ф. Ребенка |
Кол-во баллов по методике №1 |
Уровень мышления |
1 |
Аня Б |
5 |
Средний |
1 |
Дима Б |
4 |
Средний |
2 |
Виталик В |
2 |
Низкий |
2 |
Тигран Г |
8 |
Высокий |
3 |
Ильяс В |
4 |
Средний |
3 |
Алена И |
7 |
Средний |
4 |
Антон Д |
4 |
Средний |
4 |
Олег И |
5 |
Средний |
5 |
Наташа Д |
5 |
Средний |
5 |
Ира К |
10 |
Высокий |
6 |
Лена З |
4 |
Средний |
6 |
Маша К |
2 |
Низкий |
7 |
Настя И |
4 |
Средний |
7 |
Ульяна К |
3 |
Низкий |
8 |
Миша М |
3 |
Низкий |
8 |
Алеша Л |
6 |
Средний |
9 |
Крист. Н |
3 |
Низкий |
9 |
Олег Л |
10 |
Высокий |
10 |
Настя Н |
2 |
Низкий |
10 |
Денис О |
6 |
Средний |
11 |
Яна Н |
3 |
Низкий |
11 |
Вова П |
9 |
Высокий |
12 |
Саша О |
5 |
Средний |
12 |
Кирилл Р |
7 |
Средний |
13 |
Илья П |
3 |
Низкий |
13 |
Даша С |
0 |
Низкий |
1.Аллахвердян А.Г. Психология науки. Учебное пособие / А.Г. Аллахвердян, Г.Ю. Мошкова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008.
3.Богданович Н.Г. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие / Н.Г. Богданович, Е.А. Кедярова. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005.
4.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Изд-во Ростов. ун-та, 2003.
5.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 2003. - С. 182 – 195.
6.Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.; Воронеж, 2006.
11.Грузенберг С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. - Минск, 2005.
12.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2006.
18.Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.. 2001
19.Лейтес Н.С. Проблемы способностей в трудах Теплова Б.М. // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 39-51
26.Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я.А. Пономарев //Психологический журнал. - 2001. - Т.12, №1. - С.3-12
27.Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества / Я.А. Пономарев //Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 2000. - С.13-36
28.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М., 1976.
29.Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М., 1976.
30.Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев //Психологический журнал. - 2004. - №6. - С.38-50
31.Пономарев Я.А. Творчество и психология / Я.А. Пономарев //Психологический журнал. - 2000. - №6. - С.18-25.
32.Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации / Я.А. Пономарев // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С.5-13.
33.Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М., 1970.
34.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2002.
35.Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 2004.
36.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест: Торренса Е. / Е.Е. Туник. – СПб.: ИМАТОН, 2008.
38.Шумакова Н.Б. Фигурная форма теста творческого воображения Э.П. Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом / Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо. – М., 2003.
38.Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. - М. - СПб., 2006.
39.Эйдемиллер Э. Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - М., 2004.
40.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2009.
41.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М., 2005.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!