Отчёт по практике|Дошкольная педагогика и психология

Развитие творческого самовыражения дошкольников

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 49

Введение

  1. Диагностика уровня развития творческого воображения у дошкольников
  2. Программа развития творческого воображения и воображения у детей
  3. Итоговая оценка уровня развития творческого воображения у детей

Заключение

Литература

Приложения

Цель практики - исследование творческого воображения у дошкольников.

Объектом нашего исследования являются творческое самовыражение девочек и мальчиков у дошкольников.

Предмет исследования - процесс мышления у дошкольников.

Гипотеза исследования. Мы считаем, что процесс творческого воображения у детей имеет гендерные различия.

Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- разработать и апробировать программу по формированию творческого воображения и воображения у детей;

- разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения и воображения у детей.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- педагогический эксперимент работы по выявлению у детей данной группы уровня мышления;

- наблюдение, количественная и качественная обработка эмпирических данных.

Опытно-экспериментальная база – дошкольники в количестве 40 человек (21 мальчик, 19 девочек).

 

1. Диагностика уровня развития творческого воображения у дошкольников

Диагностические исследования уровня воображения были проведены у дошкольников 6-7 лет в количестве 40 детей (21 мальчик, 19 девочек).

Для комплексной диагностики уровня развития творческого воображения были взяты методики представленные Р.С. Немовым [52, 344]:

1) «Дорисовывание фигур».

2) «Нарисуй картинку».

3) «Вербальная фантазия».

Для исследования выработан один критерий по всем методикам. Для этого воспользуемся стандартной системой оценок, представленной Р.С. Немовым [52, с.328]. Описываемые в этой главе методики позволяют получить показатели психического развития, выражаемые в 10 бальной системе. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов - о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4 - 7 баллов - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там где установить, стандартную систему оценок трудно предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

Методика № 1 «Дорисовывание фигур»

Цель: определение уровня творческого воображения, способности создавать оригинальные образы.

Стимульный материал методики представлен в приложения  № 1-7.

Ход исследования: Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем вычисляется, согласно ключу уровень творческого воображения по группе см. таблицу 1.

      Таблица 1 - Результаты исследования по методике №1

Экспериментальная группа

Контрольная группа

№ п/п

Имя Ф. Ребенка

Кол-во баллов по

методике №1

Уровень мышления

 № п/п

Имя Ф. Ребенка

Кол-во баллов по

методике №1

Уровень мышления

1

Аня Б

5

Средний

1

Дима Б

4

Средний

2

Виталик В

2

Низкий

2

Тигран Г

8

Высокий

3

Ильяс В

4

Средний

3

Алена И

7

Средний

4

Антон Д

4

Средний

4

Олег И

5

Средний

5

Наташа Д

5

Средний

5

Ира К

10

Высокий

6

Лена З

4

Средний

6

Маша К

2

Низкий

7

Настя И

4

Средний

7

Ульяна К

3

Низкий

8

Миша М

3

Низкий

8

Алеша Л

6

Средний

9

Крист. Н

3

Низкий

9

Олег Л

10

Высокий

10

Настя Н

2

Низкий

10

Денис О

6

Средний

11

Яна Н

3

Низкий

11

Вова П

9

Высокий

12

Саша О

5

Средний

12

Кирилл Р

7

Средний

13

Илья П

3

Низкий

13

Даша С

0

Низкий

1.Аллахвердян А.Г. Психология науки. Учебное пособие / А.Г. Аллахвердян, Г.Ю. Мошкова, А.В. Юревич, М.Г.  Ярошевский. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008.

  1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Психология мышления: хрестоматия по общей психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М., 2001. - С. 98

3.Богданович Н.Г. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие /  Н.Г. Богданович, Е.А. Кедярова. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005.

4.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Изд-во Ростов. ун-та, 2003.

5.Богоявленская  Д.Б.  Интеллектуальная  активность  как  психологический аспект  изучения  творчества   //   Исследование   проблем   психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 2003. - С. 182 – 195.

6.Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.; Воронеж, 2006.

  1. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования / Л.М. Веккер. - Л., 1964.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М., 2008.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2001.
  4. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко. - М.: Искусство, 2006.

11.Грузенберг С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. - Минск, 2005.

12.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2006.

  1. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: «Академия», 2006
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - С-Пб., «Питер», 2000.
  3. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Психология мышления: хрестоматия по общей психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М., 2001. - С. 35-46.
  4. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М., 2000.
  5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие / О.А. Карабанова. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001.

18.Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.. 2001

19.Лейтес Н.С. Проблемы способностей в трудах Теплова Б.М. // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 39-51

  1. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – Москва : Наука , 1978.
  2. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
  3. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 2003.
  4. Ньюэлл А., Шоу Дж. С., Саймон Г., Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины, в Сб.: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., «Аст»; «Астрель» - 2008 г. - С. 133-134.
  5. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.П.: за и против / Л.Ф. Обухова. - М., 2001.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 2005.

26.Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я.А. Пономарев //Психологический журнал. - 2001. - Т.12, №1. - С.3-12

27.Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества / Я.А. Пономарев //Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 2000. - С.13-36

28.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М., 1976.

29.Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М., 1976.

30.Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев //Психологический журнал. - 2004. - №6. - С.38-50

31.Пономарев Я.А. Творчество и психология / Я.А. Пономарев //Психологический журнал. - 2000. - №6. - С.18-25.

32.Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации / Я.А. Пономарев // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С.5-13.

33.Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М., 1970.

34.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2002.

35.Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 2004.

36.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест: Торренса Е. / Е.Е. Туник. – СПб.: ИМАТОН, 2008.

  1. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2008.

38.Шумакова Н.Б. Фигурная форма теста творческого воображения Э.П. Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом / Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо. – М., 2003.

38.Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. - М. - СПб., 2006.

39.Эйдемиллер Э. Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В.В.  Юстицкис. - М., 2004.

40.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В.В.  Юстицкис. - СПб.: Питер, 2009.

41.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М., 2005.

  1. Энгельмейер П. К. Теория творчества / П. К. Энгельмейер. - СПб.: Образование, 1910.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2018 год 60 стр.
Отчет по практике Развитие представлений о труде в процессе проведения экскурсии
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское