Глава 2. Анализ системы управления финансами в современной России
2.1 Анализ муниципальных финансов
2.2 Существующие проблемы управления финансами в России
Глава 3. Перспективы повышения открытости государственных и муниципальных финансов в субъектах Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Глава 2. Анализ системы управления финансами в современной России
2.1 Анализ муниципальных финансов
В последнее десятилетие система муниципальных финансов в России претерпевала значительные изменения, связанные с принятием Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реформа местного самоуправления, проводимая в рамках реализации данного закона, стала одной из краеугольных в формировании новой российской государственности и оказала серьезное влияние на систему государственного управления и местного самоуправления в целом. Сегодня необходимо глубокое научное осмысление ее итогов, объективный анализ результатов, отдельных провалов и достоинств, для того чтобы по-новому взглянуть на существующие реалии местного самоуправления и найти новые подходы для его успешного развития в России в дальнейшем.
Реализация концепции финансового обеспечения местного самоуправления, заложенной в Законе № 131-ФЗ, должна была привести к следующим результатам:
— увеличению собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;
— сокращению собственных расходных полномочий местных бюджетов и одновременному увеличению государственных полномочий, осуществление которых передается на уровень муниципалитетов, в общей доле расходов местных бюджетов;
— ликвидации регулирующих налогов и увеличению доли безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов в доходах местных бюджетов.
Таким образом, построение новой системы местных финансов было направлено на укрепление и сбалансирование местных бюджетов за счет перераспределения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ и применения новых методологических подходов к формированию бюджетов (в т.ч. использование нового определения собственных доходов бюджетов, а также выделение расходов на осуществление собственной компетенции органов местного самоуправления и расходов на осуществление делегированных государственных полномочий).
Безусловно, по формальным признакам заявленные цели были достигнуты, однако на практике укрепление муниципальных финансов не произошло. Рассматривая современное состояние муниципальных финансов, прежде всего, необходимо отметить, что актуальной проблемой остается обеспечение финансовой независимости и самодостаточности местных бюджетов. Одной из причин тому является сложившаяся в России система бюджетного перераспределения в целом (см. табл. 1.)
Таблица 1 – Бюджетная система РФ по уровням управления
|
%
|
%, с учетом Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ
|
Федеральный бюджет
|
55,6
|
63,0
|
Региональные бюджеты
|
30,9
|
25,8
|
Муниципальные бюджеты
|
13,5
|
11,2
|
В настоящее время местные бюджеты составляют 13,5% всех средств, распределяемых по уровням управления, а их доля в ВВП 5%. При этом налоговые и неналоговые доходы, самостоятельно собираемые местными администрациями, составляют не более 50% утвержденных расходных потребностей муниципалитетов. А если учитывать объемы недофинансирования в связи с занижением расчетной потребности из-за нехватки финансовых средств, уровень финансовой самодостаточности местных бюджетов будет еще меньше.
Самым слабым звеном системы местных финансов остаются поселенческие бюджеты, несмотря на то что Закон №131-ФЗ был нацелен на создание именно поселен - ческой модели местного самоуправления (см. табл. 2).
Таблица 2 - Система муниципальных финансов в 2017 г.*
|
Доходы, млрд руб.
|
%
|
Расходы, млрд руб.
|
%
|
Всего, в т.ч.:
|
3141,6
|
100,0
|
3169,0
|
100,0
|
муниципальные образования г. Москвы
|
20,2
|
0,6
|
19,8
|
0,6
|
и г. Санкт- Петербурга
|
городские округа
|
1510,6
|
48,1
|
1541,6
|
48,7
|
муниципальные районы
|
1288,8
|
41,0
|
1289,9
|
40,7
|
городские и сельские поселения
|
322,0
|
10,3
|
317,7
|
10,0
|
Именно на уровне муниципальных районов продолжается основная концентрация финансовых ресурсов, что подтверждается системой межбюджетного перераспределения между субъектами РФ, муниципальными районами и поселениями. В рамках межбюджетных отношений в 2017г. в бюджеты муниципальных районов из бюджетов субъектов РФ поступило 953 376,4 млн руб. В то же время муниципальные районы передали в пользу поселений только 124 943,3 млн руб., или 13% средств, полученных от субъектов РФ. На уровне бюджетов поселений поступления в рамках межбюджетных отношений в 5 раз меньше, чем у муниципальных районов. В то же время из бюджетов поселений идет возврат средств в бюджеты муниципальных районов на осуществление части их полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, сумма которых составляет 43% суммы полученных дотаций. Это свидетельствует о наличии значительных встречных финансовых потоков, которые усложняют бюджетные отношения между муниципальными образованиями различных видов.
Таким образом, сегодня ведущая роль в реализации муниципальных полномочий сохраняется за муниципальными районами, которые остались основным звеном системы местного самоуправления в России. Это означает, что действующая модель местного самоуправления имеет основные черты и свойства, которые были ей присущи до реформы.
В целом сохраняется тенденция «огосударствления» местного самоуправления, когда значительная часть расходов местных бюджетов связана не с решением вопросов местного значения, а с исполнением делегированных государственных полномочий. Кроме того, приемлемое финансирование муниципалитетов возможно только при условии получения средств федерального и региональных бюджетов.