Введение
Глава 1. Функционализм как методология социологических исследований
1.1. Сущность функционализма
1.2. История становления функционализма
Глава 2. Структурный и системный функционализм в теории Толкотта Парсонса
2.1. Функциональная структура общества
2.2. Структурный и системный функционализм
Заключение
Список литературы
В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).
Общество — это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению.
Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Этот контроль может варьироваться от способности предотвратить или «пресечь» какие-то нарушения до способности благоприятным для себя образом формировать отношения со средой.
Целью данной работы является рассмотрение общества как функциональной системы по теории Парсонса. Для достижения этой ели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение функционализма как методологии социологических исследований,
2) рассмотрение структурного и системного функционализма в теории Парсонса.
Глава 2. Структурный и системный функционализм в теории Толкотта Парсонса
2.1. Функциональная структура общества
Понятие функция восходит к латинскому «fangio», что означает «выполнять» или «совершать что-либо». Если что-либо имеет функцию, это означает, что нечто выполняет задание, которое необходимо для сохранения системы. Наличие функциональной связи между элементами свидетельствует о том, что элементы упорядочены в структуру системы на основе подчинения ее цели. Цель частной деятельности и цель системы в целом совпадают, так как функция тесно связана со структурой системы.
Э. Дюркгейм и Б. Малиновский выделяют сначала базовые элементы социальной структуры: социальные институты (социальные, коллективные установления и факты – Дюркгейм; магические ритуалы и церемонии – Малиновский), и только после этого выясняют функции, которые эти социальные институты выполняют в обществе. Например, Дюркгейм рассматривает структуру общества как построение вне индивидов, которую образуют социальные факты:
1) морфологические (следы материальной культуры: дороги, вид местности, распределение населения по территории);
2) социальные (язык, обычаи, законы) и 3) социальные течения (мода, массовые движения и т. п).
Социальные факты – это результат деятельности людей, но объяснить их на основе взглядов и действий людей нельзя. Социальный факт – это «всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений». Они не связаны однозначно с социальной деятельностью конкретных индивидов, образуют автономную структуру, существующую помимо людей. Их можно познать извне (идеи познаются изнутри), только выйдя за пределы самого себя. Поэтому им можно дать лишь функциональное объяснение, т. е. указать на их роль в «установлении общей гармонии».
Парсонс исходит из противоположной методологической установки: он сначала постулирует некоторое количество функций, которые призваны обеспечить равновесие и самоорганизацию социальной системы, а затем посредством эмпирического анализа выясняет, какие её элементы способны наиболее эффективно их выполнить. Он выделяет четыре функции, которые характеризуют функционирование любой устойчивой социальной системы:
- Система должна уметь приспосабливаться к внешней среде, т. е. выполнять адаптивную функцию. Эту функцию берет на себя экономика.
- Система должна уметь формулировать свои цели и их достигать, т. е. осуществлять целенаправленную функцию. Эту функцию закрепляет за собой политика.
- Система должна обладать внутренним единством, упорядоченностью, чтобы быть в состоянии достичь своих целей. Это обеспечивается интегративной функцией, которая возлагается на институты социального контроля – право, суд, прокуратуру, милицию.
Внутреннее единство социальной системы должно сохраняться и поддерживаться посредством усвоения членами общества образцов и смыслов высокой культуры и письменности. Эту функцию Парсонс называет сохранением и поддержанием порядка или латентной функцией. Ее осуществляют агенты социализации: семья, образование, религия [8, с. 75].
«Функции – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Функция – это алгоритм деятельности социального субъекта в обществе, который призван поддержать порядок.
Дисфункции – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Существует также возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы».
Функциональный анализ ориентирован на то, чтобы выявить взаимозависимость отдельных «частей» системы (групповых структур и ролей, а также социализированных индивидов, являющихся ее членами).
«Естественным» моделям системы свойственно ориентировать внимание на системе в целом и воспринимать взаимозависимость её элементов как нечто само собой разумеющееся. Системы, в которых отдельные части обладают высокой функциональной автономией, следует считать обладающими низкой функциональной автономией; и наоборот, системы, в которых отдельные части обладают низкой функциональной автономией, имеют высокую степень системной взаимозависимости. Некоторые части системы могут сохраниться и после отделения от других: части неодинаково зависят друг от друга. Например, дети младшего возраста обладают меньшей функциональной автономией, чем дети старшего возраста.
Мы живем в организованном обществе, организационные связи пронизывают все сферы социальных коммуникаций: мы рождаемся в организациях, получаем в них воспитание и образование, работаем в организациях, развлекаемся в них. Даже смерть совершается в организациях. Можно сказать, что мы живем в организованном обществе, где хаос и случайность планируются, организовываются.
Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и структурно-функционального анализа социальной системы. Талкотт Парсонс, безусловно, один из самых крупных и интересных социологов-теоретиков XX века. Ко времени, когда на страницах научных журналов появились его первые статьи, в Европе, разоренной мировой войной и социальными потрясениями, сошло со сцены первое поколение великих создателей социологической теории. Эмиль Дюркгейм умер в 1918 г., Макс Вебер - в 1921 г., Вильфредо Парето - в 1923 г., Фердинанд Тённис еще продолжал работать, но его связи с международной научной общественностью становились все затруднительнее. Хотя американская социология пока еще оставалась окраиной социологического мира, она развивалась очень высокими темпами, а в 1978 г., когда Парсонс умер, США стояли во главе научного мира. И, конечно же, Талкотт Парсонс внес немалый вклад в это превращение.
Огромное значение Талкотта Парсонса для мировой социологии заключается в том, что он осуществил преемственность в развитии социологической теории. Глубоко вникнув в работы социологов-классиков (более всего Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма), проникнувшись их идеями, он ассимилировал в свои концепции богатейший потенциал их теоретических разработок. Именно по этой причине теории Парсонса никогда не страдали беспочвенностью и поверхностностью. Обращаясь к его теоретическим работам, мы всегда ощущаем в глубине их этот богатейший пласт - бережно сохраненное наследие классического периода европейской социологии, не устаревающее и плодоносное и в наши дни.