Введение
Глава 1. Типичные и нетипичные формы государственного устройства
1.1. Понятие формы государственного устройства
1.2. Типичные формы государственного устройства
1.3. Структура налоговой системы в федеративном и унитарном государствах
1.. Нетипичные формы государственного устройства
Глава 2. Форма государственного устройства Российской Федерации
2.1. Исторические корни определения формы государственного устройства России
2.2. О Федеративности и унитарности Российской Федерации
Заключение.
Список источников и литературы
Цель – исследовать форму государственного устройства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие формы государственного устройства;
- изучить выделяемы в доктринальной литературе формы государственного устройства;
- проанализировать особенности формы государственного устройства в Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа исследования. При исследовании был использован общефилософский диалектический метод научного познания.
Кроме того, были использованы частно-научные методы, а именно: историко-правовой, системно-структурный, формально-логический и др.
Теоретическую основу исследования составили научная и учебная литература, затрагивающие вопросы понятия, сущности и классификации правовых норм.
Эмпирическая основа исследования состоит из норм российского законодательства и материалов правоприменительной практики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Типичные и нетипичные формы государственного устройства
1.1. Понятие формы государственного устройства
Территориальное устройство государства имеет многообразные формы, которые можно оценивать по-разному. Важной задачей является эффективное формирование и функционирование политической организации общества для выполнения общечеловеческих задач на определенной территории.
Территориальное устройство играет важную роль в осуществлении организационно-управленческих, нормативно-правовых, финансово-экономических функций государства. В целях эффективной разработки государственной политики необходима система методов, подходов и инструментов для оптимального развития общества.
Понятие «государственное устройство», несмотря на широкое распространение как в научной, так и в учебной литературе, до сих пор остается дискуссионным и подвергается серьезной критике[1]. Основным недостатком данного термина, по мнению большинства исследователей, является его многозначность и как следствие неопределенность. Его использование как в узком, так и в широком смысле, по мнению некоторых ученых, не отвечает требованиям общепонятности и однозначности, столь необходимым в праве.
В широком значении понятие «государственное устройство» используется в качестве синонима понятия «государственный строй», включающего как социально-экономические, политические основы государства, так и основы правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, систему государственных органов.
Использование данного термина в широком смысле в большей степени распространено в неюридической литературе, среди философов, историков и представителей иных общественных наук. Основа такого понимания заложена еще в работах В.И. Ленина, который фактически отождествлял указанные понятия. В узком смысле под государственным устройством понимается территориальный аспект, выраженный в соотношении государства как целого с его составными частями. При этом отмечается, что указанное понятие не отражает существа обозначаемого им института, поскольку не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. По мнению В.Е. Чиркина, использование данного термина существует лишь в силу преемственности1.
Следует отметить, что пониманию государственного устройства в узком значении, по мнению И.В. Лексина, способствовало закрепление данной категории в названии второй главы Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. и принятых вслед за ней конституций союзных республик, в том числе Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 г. В то же время еще в советский период звучали предложения отказаться от принятого узкого употребления термина «государственное устройство», а использовать его в точном соответствии с филологическим значением как равнозначного термину «государственный строй». Вместе с тем, как справедливо отмечает О.И. Чистяков, это предложение оставляет открытым вопрос, каким термином определить круг проблем, охватываемых понятием «государственное устройство».
В поисках наиболее адекватного понятия, отражающего внутреннюю структуру государства, а также соотношение государства как целого с его частями, предлагались и предлагаются различные варианты.