Цель практики - исследование творческого самовыражения у дошкольников.
Объектом нашего исследования являются творческое самовыражение девочек и мальчиков у дошкольников.
Предмет исследования - процесс творческого мышления и самовыражения у дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы считаем, что процесс творческого самовыражения у детей имеет гендерные различия.
Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- разработать и апробировать программу по формированию развитию творческого самовыражения у детей;
- разработать методические рекомендации по развитию творческого самовыражения у детей.
В ходе исследования использованы разнообразные методы:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогический эксперимент работы по выявлению у детей данной группы уровня мышления;
- наблюдение, количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база – дошкольники в количестве 40 человек (21 мальчик, 19 девочек).
1. Диагностика уровня развития творческого самовыражения у дошкольников
Диагностические исследования уровня самовыражения были проведены у дошкольников в количестве 40 детей (21 мальчик, 19 девочек).
Для комплексной диагностики уровня развития творческого самовыражения были взяты следующие методики:
1) «Дорисовывание фигур».
2) «Нарисуй картинку».
3) «Вербальная фантазия».
Для исследования выработан один критерий по всем методикам. Для этого воспользуемся стандартной системой оценок, представленной Р.С. Немовым [16]. Описываемые методики позволяют получить показатели развития детей, выражаемые в 10 бальной системе. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов - о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4 - 7 баллов - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там где установить, стандартную систему оценок трудно предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
Методика № 1. «Дорисовывание фигур».
Цель: определение уровня творческого самовыражения, способности создавать оригинальные образы.
Стимульный материал методики представлен в приложения № 1-7.
Ход исследования: Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем вычисляется, согласно ключу уровень творческого самовыражения по группе см. таблицу 1.
Таблица 1 - Результаты исследования по методике № 1
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
№ п/п
|
Имя Ф. Ребенка
|
Кол-во баллов по
методике № 1
|
Уровень мышления
|
№ п/п
|
Имя Ф. Ребенка
|
Кол-во баллов по
методике № 1
|
Уровень мышления
|
1
|
Аня Б
|
5
|
Средний
|
1
|
Дима Б
|
4
|
Средний
|
2
|
Виталик В
|
2
|
Низкий
|
2
|
Тигран Г
|
8
|
Высокий
|
3
|
Ильяс В
|
4
|
Средний
|
3
|
Алена И
|
7
|
Средний
|
4
|
Антон Д
|
4
|
Средний
|
4
|
Олег И
|
5
|
Средний
|
5
|
Наташа Д
|
5
|
Средний
|
5
|
Ира К
|
10
|
Высокий
|
6
|
Лена З
|
4
|
Средний
|
6
|
Маша К
|
2
|
Низкий
|
7
|
Настя И
|
4
|
Средний
|
7
|
Ульяна К
|
3
|
Низкий
|
8
|
Миша М
|
3
|
Низкий
|
8
|
Алеша Л
|
6
|
Средний
|
9
|
Крист. Н
|
3
|
Низкий
|
9
|
Олег Л
|
10
|
Высокий
|
10
|
Настя Н
|
2
|
Низкий
|
10
|
Денис О
|
6
|
Средний
|
11
|
Яна Н
|
3
|
Низкий
|
11
|
Вова П
|
9
|
Высокий
|
12
|
Саша О
|
5
|
Средний
|
12
|
Кирилл Р
|
7
|
Средний
|
13
|
Илья П
|
3
|
Низкий
|
13
|
Даша С
|
0
|
Низкий
|
14
|
Марина П
|
6
|
Средний
|
14
|
Катя С
|
0
|
Низкий
|
15
|
Женя С
|
6
|
Средний
|
15
|
Никита С
|
4
|
Средний
|
16
|
Сережа С
|
3
|
Низкий
|
16
|
Полина Т
|
8
|
Высокий
|
17
|
Таня Т
|
4
|
Средний
|
17
|
Дима Ш
|
4
|
Средний
|
18
|
Наташа Ф
|
5
|
Средний
|
18
|
Тамара Ш
|
2
|
Низкий
|
19
|
Руслан Ф
|
4
|
Средний
|
19
|
Артем Э
|
6
|
Средний
|
20
|
Саша Ч
|
7
|
Средний
|
20
|
Слава Я
|
5
|
Средний
|
По результатам первой методики было выявлено, что у детей экспериментальной группы не выявлен высокий уровень, средний уровень показали 13 детей (5 мальчиков, 8 девочек) 65%, низкий уровень у 7 детей (4 мальчика, 3 девочки) 35%.