Введение
1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации
1.1 Сущность, принципы и методы конкурентоспособности
1.2 Особенности деятельности организаций сферы event-услуг
1.3 Проблема обеспечения конкурентоспособности организаций
2 Оценка конкурентоспособности организации на примере ООО «Творец»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ потребителей и конкурентов на рынке
2.3 Анализ внешней и внутренней среды организации
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Творец»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности организации
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Актуальность исследования путей повышения конкурентоспособности компаний в современных условиях продиктована несколькими причинами. В последние десятилетия условия функционирования бизнеса значительно изменились. Глобализация стала причиной того, что изменения рынка определяются огромным числом факторов, в результате чего эти изменения трудно поддаются прогнозированию, а также происходят с большой скоростью. Государства в последние годы стали активно вмешиваться в рыночные процессы, что приводит к торговым войнам, санкциям и другим вмешательствам, которые непосредственно влияют на деятельность частных компаний. Технологии производства и продвижения стали одним из ведущих факторов поддержания и роста конкурентных позиций. Это справедливо для большинства отраслей и рынков, среди которых и сфера услуг. Как правило, это рынки, где присутствует монополистическая конкуренция, и все большее значение приобретает, с одной стороны, умение компании выделится среди конкурентов, и, с другой стороны, близость к потребителю, понимание его нужд и запросов. Таким образом, за последние годы значительно изменились условия деятельности организаций, что приводит к необходимости изучения и применения новых методик обеспечения конкурентоспособности.
Исследованию конкурентоспособности посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых. Классическими трудами в области исследования конкурентоспособности стали работы М. Портера, Ф. Котлера, И. Ансоффа. Среди отечественных исследований конкурентоспособности можно выделить Быканова И.А, Томилова В.В., Попова С.А. и других.
В качестве объекта исследования выбрано ООО «Творец». Предметом исследования является конкурентоспособность организации.
Целью дипломной работы является провести анализ конкурентоспособности ООО «Творец» и разработать рекомендации по ее повышению.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью;
- исследовать и выявить особенности рынка event-услуг и тенденции его развития;
- провести анализ конкурентоспособности ООО «Творец»;
- сформулировать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Творец» и оценить их эффективность.
Информационной базой написания дипломной работы послужили материалы научных статей и бухгалтерская (финансовая) отчетность исследуемой компании за 2016-2018 годы, а также данные о состоянии экономики Российской Федерации, представленные Росстатом, маркетинговыми агентствами.
В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, а также методы экономического анализа: абсолютные и относительные величины, индексный метод, метод факторного анализа и другие.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемой организации, которые могут быть применены в ее практической деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении рассмотрена актуальность изучения конкурентоспособности организации, определены цели, задачи и другие параметры проводимого исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам оценки конкурентоспособности: рассмотрены понятие и определения конкурентоспособности, особенности конкуренции сферы event-услуг и проблема обеспечения конкурентоспособности.
Во второй главе рассмотрена специфика деятельности исследуемой компании, проведен анализ основных показателей рынка, на котором она функционирует, определена конкурентоспособность компании по сравнению с основными конкурентами.
В третьей главе предложены мероприятия по укреплению конкурентоспособности компании, оценена их эффективность. В заключении подведены итоги исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Практически любая организация существует в условиях конкурентной среды, исключением являются лишь предприятия с инновационным продуктами, которые существуют в отсутствии конкуренции лишь недолгое время, а также монополии.
Понятие конкурентоспособности является многозначным, поскольку может применяться к различным объектам: продукции (услуге), организации, региону, отрасли и даже государству. Общий смысл конкурентоспособности состоит в возможности объекта выдерживать конкуренцию [5, c. 24]. Сравнительный анализ определений приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Подходы к определению конкурентоспособности организации[9, с. 24; 19, с. 172; 6, с. 325; 3, с. 7]
Автор
|
Определение
|
Зайцев Н.Л.
|
Конкурентоспособность – это способность сохранять устойчивое положение на рынке» [9, c. 24].
|
Сергеев И.В.
|
Конкурентоспособность – способность организации производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы [19, c. 172]
|
Демин Е.С.
|
Конкурентоспособность - это способность создавать и использовать стратегические факторы успеха, выгодно отличающие организацию от ее конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества производимой продукции [6, c .325].
|
Асаул А.Н.
|
Конкурентоспособность - наличие сильных, устойчивых позиций на рынке и умение сохранять и упрочнять свои позиции [3, c. 7]
|
В определении Н.Л. Зайцева речь идет не только о сфере производства товара или услуги, но также и о системе финансов, распределения и других. Однако, такие авторы, как Сергеев И.В., давая определение категории, все же ставят товар (услугу) во главу. Демин Е.С. дает более широкое определение, которое не ограничивает конкурентоспособность организации только ее товаров или услугой. Асаул А.Н. дает довольно общее определение конкурентоспособности, не акцентируясь на средствах ее обеспечения, а лишь на результате.
Отправной точкой анализа конкурентоспособности является способность организации реализовать ее конкурентные преимущества, которые зависят как от прямой конкуренции, так и от действия конкурентных сил. Целью проведения анализа конкурентов и конкурентоспособности является идентификация благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться организация [7, c. 40].
Конкурентоспособность может быть представлена на различных уровнях, поскольку в качестве субъектов конкурентной борьбы выступают различные по природе объекты: товары, компании, отрасли, страны, в связи с чем различают конкурентоспособность товара, компании, региона, отрасли и страны [12, c. 27] (рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровни развития категории «конкурентоспособность» [16, c. 140]
На уровне предприятия в процессе осуществления производства происходит закладка характеристик продукта, формирующих его ценность для потребителей. Продукт является основным результатом деятельности предприятий, в связи с чем становится и основным фактором, определяющим его конкурентную позицию на рынке. На уровне экономики в целом, конкурентоспособность определенной отрасли или всей экономики страны проявляется через конкурентоспособную ее деятельность отдельных предприятий [16, c. 140].
Необходимо также отметить, что конкурентоспособность организации на рынке определяется не только ее внутренними характеристиками, поскольку она осуществляет деятельность в деловой среде, характеристики ее конкурентного окружения также определяют степень и уровень конкурентоспособности [20, c. 131].
Несмотря на различные подходы к определению сущности данного понятия, можно выделить основные его характеристики:
- Сравнительный характер. Конкурентоспособность компании можно оценить только путем сравнения наиболее значимых показателей деятельности предприятий, а также путем сравнения нескольких однородных предприятий на конкурентном рынке.
- Непостоянство во времени. Обеспечив высокий уровень конкурентоспособности в определенном промежутке времени, невозможно гарантировать сохранение достигнутого успеха на перспективу.
- Зависимость от внешней среды. В категории конкурентоспособности сочетаются экономические, технико–технологические, инвестиционно-инновационные, управленческие и маркетинговые возможности не только отдельного компании, но региона и отрасли.
- Ориентация на потребителя. В настоящее время невозможно обеспечить конкурентоспособность компании без выявления и удовлетворения потребностей потребителей.
- Разноплановость категории. Существование множества различных трактовок данного понятия, в зависимости от целей и задач исследования [13, c. 130].
Исходя из рассмотренных трактовок и характеристик категории конкурентоспособности, можно выделить ее основные критерии, они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Критерии конкурентоспособности компании [11, c. 374]
Факторы, определяющие формирование у организации конкурентных преимуществ и обеспечение конкурентоспособности по степени управляемости можно разделить на управляемые, неуправляемые и частично управляемые [18, c. 152].
Также в зависимости от элементов внешней среды существует деление факторов на: технические, технологические, экономические, организационные, юридические, экологические и политические.
В силу комплексного влияния на уровень конкурентоспособности факторы подразделяются также на факторы, оказывающие однозначное (однонаправленное) воздействие и неоднозначное (противоречивое), многозначное влияние на уровень конкурентоспособности.
Достаточно новым и важным классификационным признаком являются стадии жизненного цикла товара, а также процесса функционирования компании.
В зависимости от происхождения факторы подразделяются на природные, к которым относят природные ресурсы, климатические условия, выгодное географическое положение; и приобретенные, например, создание собственной исследовательской и производственной базы, подготовка высококвалифицированных кадров, инфраструктурное и информационное обеспечение. Динамичные факторы предполагают либо положительный эффект (получение прибыли, увеличение доли рынка), либо отрицательный (снижение прибыли, снижение объема продаж, банкротство).
В зависимости от сферы воздействия факторы могут влиять как на деятельность всей компании, так и на отдельные ее сферы (сбытовую, производственную). Факторы продолжительного действия предполагают воздействие на функционирование компании более одного года. К контролируемым факторам относится ресурсное, финансовое, информационное обеспечение.
Методологические аспекты оценки конкурентоспособности
предприятия являются важным для успешного функционирования.От того, насколько правильно будут использованы методы оценки конкурентоспособности, зависит выбор дальнейшей стратегии, которая будет способствовать укреплению позиций организации на рынке [12, c. 73].