Введение
1. История кейс-технологии
2. Актуальность внедрения «кейс-метода»в практику начального общего образования
3. Сущность кейс-технологии
4. Методические особенности: интеграция методов познания в «кейс-методе»
5. Типы и жанры «кейсов», способы их представления
6. Виды анализа «кейсов» и решаемые задачи
7.Оценивание
Заключение
Список литературы
В связи с переходом системы образования на ФГОС нового поколения изменились требования ко всем структурным составляющим и результатам обучения на каждом этапе жизнедеятельности. В большинстве это касается подходов к организации учебного процесса, например, переход от знаний–умений–навыков к формированию компетенций, изменение роли учителя от «человека дающего знания» к «человеку обучающему получать знания». Внедрение всех этих изменений становится возможным, если модифицировать современный урок. В новом ФГОС изложены требования к ведению современных уроков:
- Мотивирование к учебной деятельности реализовывается посредством включения учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность. Учитель формирует условия для пробуждения внутренней потребности в изучении материала.
- Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяют при этом границы собственного знания и незнания.
- Новый этап урока — это обнаружение затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
- На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
- Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей [1].
Проблема внедрения «кейс-метода» в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
– первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
– вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, брать ответственность на себя за происходящее, отличаться системностью и эффективностью действий в современных условиях.
Исходя из вышеизложенного понятно, что вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Учащийся должен стать живым участником образовательного процесса.
- История кейс-технологии
«Родиной» являются Соединенные Штаты Америки.Впервые кейс-методбыл применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.
Метод «Case-study»(или, как писали в двадцатые годы, «Метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе «Метод казусов». В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с данным методом в одном из американских экономических журналов (HarvardBusinessReview) – органе Гарвардского университета.
Метод «Case-study», достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.
За рубежом метод «Case-study» наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а в последнее время–для решения свойственных ему образовательных задач в медицине, юриспруденции и других сферах: воздействуя на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, развивает позитивную мотивацию и интерес к учебной деятельности. Сегодня метод «Case-study» завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.
Так, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов.
В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Casemethod», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади»,«Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа»[2, c 11–15].
- Актуальность внедрения «кейс-метода»в практику начального общего образования обусловлена тем, что формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.
В настоящее время сосуществуют две классические школы «Сase-study» – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские «кейсы» больше европейских по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские «кейсы»– в 1,5-2 раза короче.
Любое усвоение знаний базируется на овладении учеником универсальными учебными действиями, усвоив которые, он имеет возможность получать знания самостоятельно, используя различные источники информации. Способствовать тому, чтобы научить учиться, то есть перерабатывать и усваивать информацию – основное положение системно-деятельностного подхода к обучению.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования все большее количество педагогов разрабатывают уроки в соответствии с развивающими образовательными технологиями: формирование критического мышления, кейс-стади, коллективный способ обучения, ориентированные на формирование универсальных учебных навыков и умений учащихся. Подобным образом технологию используют и в средних профессиональных учебных заведениях[3].
- Сущность кейс-технологии
Рассмотрим более подробно проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов в средних учебных заведениях. Введение кейсов в практическую деятельность российского образования сейчас становится актуальной задачей.
Что такое кейс технология?
Каширина И.В., Зинченко Е.С. рассматривают метод кейсов как изучение предмета, через рассмотрение большого количества задач и ситуаций в определённой комбинации.
Кейс-технология заключается в том, что в начале обучения, строится индивидуальный план, каждому ученику выдается кейс, включающий задания по выбранной теме, список литературы, электронные материалы.
Ступина Е.В., Гумметова А.Ю. определяют кейсовую технологию (метод) обучения как обучение действием[2, c.11–15]. По их мнению, содержание кейс-метода заключается в формирование умений по усвоению знаний как результата активной самостоятельной деятельности учащихся, и как следствие творческое усвоение профессиональных навыков, умений, знаний, а также развитие мыслительных способностей.