ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ КАК СИСТЕМА В
СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ МЕГАПОЛИСА
1.1 Значение, цели и главные задачи общественного транспорта
мегаполиса в его социальной инфраструктуре
1.2 Управление качеством услуг общественного транспорта в мегаполисе
1.3 Социально-экономические показатели функционирования
Общественной транспортной системы
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
ГОРОДА МОСКВЫ
2.1 Характеристика общественной транспортной системы мегаполиса
2.2 Государственная программа г. Москвы «Развитие транспортной
системы» в системе регулирования общественного транспорта
2.3 Недостатки управления функционированием и развитием
общественного транспорта
ГЛАВА 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В Г. МОСКВЕ
3.1 Стратегические ориентиры перспективного развития
общественного транспортной системы мегаполиса
3.2 Социально-экономическая эффективность совершенствования
системы управления общественным транспортом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Объект исследования - система городского пассажирского транспорта города Москвы.
Предмет исследования - организационно-экономическое направление развития общественного транспорта в Москве.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы координирования системы городского пассажирского транспорта;
- изучить историю развития общественного транспорта в Москве;
- проанализировать транспортную систему г. Москвы;
- рассмотреть экономическую ситуацию работы транспортной системы Москвы;
- выявить главные проблемы деятельности московского общественного транспорта;
- разработать и представить мероприятия по совершенствованию системы общественного городского пассажирского транспорта в городе Москве.
В настоящей выпускной квалификационной работе использована следующая информационная база:
- данные федеральной службы государственной статистики;
- нормативно-правовые акты;
- учебные пособия;
- научные статьи на заданную тему;
- электронные ресурсы.
В данной выпускной квалификационной работе были применены следующие методы исследования:
- теоретический метод;
- анализ;
- эмпирический метод.
-
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ КАК СИСТЕМА В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ МЕГАПОЛИСА
-
Значение, цели и главные задачи общественного транспорта мегаполиса в его социальной инфраструктуре
В современном мире транспортная система является необходимым условием экономического развития городов и мегаполисов. Транспорт представляет собой один из ключевых секторов экономики, выступает важной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Его роль подчеркивается значительным вкладом транспортного сектора в формирование макроэкономических показателей страны.
Высокая социально-экономическая значимость транспорта определяет необходимость модернизации транспортной политики, оценки и мониторинга ее эффективности. С ростом доли городского населения мира все более актуальной становится задача поддержания высокого уровня мобильности населения в крупных городах.
Транспортный комплекс современного мегаполиса представляет собой сложную систему, характеризующуюся разнообразием видов транспорта, пунктов отправления и назначения, а также высокой интенсивностью трафика.
Кроме положительных эффектов транспорта на социально-экономическую систему города возникают и негативные последствия, такие как транспортные перегрузки, сбои, ухудшение показателей экологичности и безопасности. Таким образом, эффективное регулирование транспортной системы является одной из приоритетных задач городской политики Москвы.
В Москве городской пассажирский транспорт является основным для передвижения населения и имеет глобальное социально-экономическое значение. Также, можно отметить, что и в большинстве других городов его роль является немаловажной в обеспечении мобильности населения.
Главным отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, формирующим и реализующим государственную политику и осуществляющим управление в области транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (Департамент).
Департамент осуществляет следующие основные функции:
- разрабатывает городские программы в области транспорта;
- осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств города Москвы, в соответствии с законодательством в области транспорта и связи;
- разрабатывает проекты законов и иных правовых актов города Москвы, которые регулирую отношения в области транспорта и вносит указанные проекты и распоряжения на рассмотрение органов государственной власти города Москвы;
- разрабатывает и реализует программы усовершенствования материально-технической базы организаций, которые находятся в ведении Департамента;
- разрабатывает и реализует комплекс мероприятий по повышению качества предоставляемых услуг населению в сфере общественного транспорта;
- проектирует предложения по развитию и модернизации систем управления и организации дорожного движения;
- осуществляет международное, внешнеэкономическое и межрегиональное сотрудничество по взаимообмену опытом в области транспорта.
Функции общественного транспорта:
- Экономическая - проявляется в необходимости транспортных средств для реализации любого производственного процесса, и материальной базой, которая обеспечивает специализацию и установление связей между предприятиями.
2. Политическая - представляется в объединении районов города и регионов страны с помощью транспортного сообщения.
Нормативно-правовые акты
- Постановление Правительства РФ от 12.2001 N 848 (ред. от 20.09.2017, с изм. от 12.10.2017) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)»
- Распоряжение Правительства РФ от 11.2008 N 1734-р (ред.
- От 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации»
- Постановление Правительства Москвы от 09.2011 N 408-ПП (ред. от 21.08.2017) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы»
- Годовой отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2017 год.
- Годовой отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2018 год.
- Годовой отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2019 год.
- ГУП Мосгортранс // Годовой отчет за 2018 год [Электронный ресурс].URL:http://http://www.mosgortrans.ru/fileadmin/press_center/infographic/MGT_Annual_2018_ pdf (дата обращения 20.06.2020)
Учебная литература
- Астафьева Н.В., Пронина Е.В. «Развитие государственно – частного партнерства в мезологической системе управления пассажирскими перевозками /Известия Саратовского университета //.Право 2019 Т.14.№ 4.С. 621-628.
- Кретов М.А. Показатели деятельности московской городской пассажирской транспортной системы // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV международная научная конференция (г. Москва, июнь 2016 г.). - - С. 161.
- Корягин М.Е. Теоретические аспекты оптимизации управления движением городского Амиров, М. Ш. Единая транспортная система / М.Ш. Амиров, С.М. Амиров. - М.: КноРус, - 184 c.
- Старков Е.В. Пути повышения эффективности использования городского пассажирского транспорта / Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. Т. 3. № 3. С. 198-205.
- Крипак, М.Н. Модели рынка городских пассажирских перевозок / Современные технологии и научно-технический прогресс. 2018. Т. 1. № 1. С. 84-86.
- Голованов В.И., Латыпов М.Н., Сикерин В.Д. Современное управление инфраструктурой городского хозяйства: Учебник. / Голованов В.И., Латыпов Н.А., Сикерин В.Д. – М.: Издательство «Научный консультант», – 307с.
- Губаева Е.Р. Надземная транспортная система – скорость, комфорт, безопасность // Техника и технология транспорта. – - №3(4). – С. 1-9.
- Низомиддинов, С.Ш. Тенденции развития перевозок пассажиров и прогнозирование развития транспортных предприятий / Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2020. № 3 (51). С. 168-174
- Старков Е.В. //Пути повышения эффективности использования городского пассажирского транспорта// Актуальные направления научных исследований ХХI века : теория и практика 2017. Т.3. № 3.С.198-205.
- Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности: учеб. для учреждений высш. проф. образования/ Г.Л. Бродецкий. -М.: Академия, 2010. -334 с.
- Годовой отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2019 год
- Корягин М.Е. Теоретические аспекты оптимизации управления движением городского транспорта // Вестник КузГТУ, 2012, №1. С..125-131
- Кретов М.А. Показатели деятельности московской городской пассажирской транспортной системы // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Mеждународная научная конференция (г. Москва, июнь 2016 г.). - 2016. - С. 161.
- Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб.пособие / Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, - С. 356
- Инфраструктура муниципальных образований // Электронная библиотека Profilib [Электронный ресурс].URL: https://profilib.net/chtenie/102344/kollektiv-avtorov-infrastruktura-munitsipalnykh-obrazovaniy-35.php (дата обращения 06.2020)
Интернет-ресурсы
- Сущность и общая характеристика транспорта // Экономическая библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://eclib.net/6/5.html (дата обращения 06.2020)
- Лекции по дисциплине «Общий курс транспорта» // ru [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2698206.html (дата обращения 05.06.2020)
- Инфраструктура муниципальных образований // Электронная библиотека Profilib [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.net
- /chtenie/102344/kollektiv-avtorov-infrastruktura-munitsipalnykh-obrazovaniy-35.php (дата обращения 10.06.2020)
- Пассажиропотоки и методы их изучения // Vuzlit.ru [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/970549/passazhiropotoki_metody_izucheniya (дата обращения 06.2020)
- МЦК. Малое Кольцо МЖД. Московская Окружная Железная
- Дорога // сайт «Метростроя» РФ [Электронный Ресурс]. URL: http://www.rosmetrostroy.ru/mozd.htm (дата обращения: 06.2020)
- Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы» // Открытый бюджет Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://budget.mos.ru/367 (дата обращения: 05.06.2020)
- Академик // Железнодорожный транспорт в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/637931 (дата обращения: 06.2020)
- Дорожное строительство // Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://stroi.mos.ru/road (дата обращения: 06.2020)
- Главные магистрали Москвы // Логист для вас [Электронный ресурс]. URL: http://logist4u.ru/stati/glavnye-transportnye-magistrali-mos/ (дата обращения: 06.2020)
- Полосы для общественного транспорта // ГУП «Мосгортранс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosgortrans.ru/?id=509 (дата обращения 06.2020
- Платные парковки в Москве: город вчера и сегодня // Единый транспортный портал. [Электронный ресурс].
- URL: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/18352 (дата обращения 06.2020)
- Автобусы Москвы // Транспорт Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://transport-moskva.ru/avtobusy-moskvy/ (дата обращения 06.2020)
- Каршеринг // Единый транспортный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://transport.mos.ru/carsharing/about (дата обращения 21.06.2020)
- МЦК разгрузило метро на 10-20% // Москва 24 [Электронный ресурс].
URL:https://www.m24.ru/articles/metro/24082017/ 148169?utm_source=CopyBuf (дата обращения 12.06.2020)
- Резервные автобусы начали дежурить на самых загруженных маршрутах // Официальный сайт мэра Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/news/item/35747073/ (дата обращения 06.2020)
- Пробки в Москве: 2013–2017 // ООО «Яндекс» [Электронный ресурс]. URLhttps://yandex.ru/company/researches/2017/moscow_traffic_2017 (дата обращения 06.2020)
- Строительство хорд // Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://stroi.mos.ru/road/stroitiel-stvo-khord?from=cl (дата обращения 06.2020)
- Московские Центральные Диаметры // Комплекс строительства и градостроительной политики города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://stroi.mos.ru/moskovskiie-tsientral-nyie-diamietry-stroi_mos (дата обращения 06.2020)
- Себестоимость перевозки одного пассажира в трамвае на 40% ниже, чем в автобусе // Информационное агентство РЖД Партнер [Электронный ресурс]. URL:https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/sebestoimost-perevozki-odnogo-passazhira-v-tramvae-na-40-nizhe-chem-v-avtobuse/?