ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. Статус индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства
1.2. Индивидуальный предприниматель как субъект гражданских правоотношений 1.3. Индивидуальный предприниматель как субъект трудовых правоотношений
1.4. Индивидуальный предприниматель как субъект налоговых правоотношений
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1. Гражданско-правовая ответственность
2.2. Ответственность в публично-правовых отраслях законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Целью данной работы является исследование гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.
Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть нормативно-правовое регулирование статуса индивидуального предпринимателя, изучить различные виды правоотношений с участием индивидуального предпринимателя.
При изучении действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего данную сферу правоотношений, возникает немало вопросов по поводу того, насколько эффективно осуществляется государством это регулирование: многие законодательные акты не отражают на сегодняшний день ярко выраженных общественных потребностей, в другие включены противоречивые нормы.
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. Статус индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства
Малое предпринимательство всегда отличалось большой мобильностью, быстрой окупаемостью, очень высокой эффективностью производства, способностью создавать рабочие места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.
Малый индивидуальный бизнес всегда будет иметь своё место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть также направления, которые нуждаются как в крупных, так и в индивидуальных предприятиях. Предпринимательство интересно тем, кто хочет как можно эффективнее применить свой ум, мастерство, знания и изобретательность, физические силы. Предприниматели хотят иметь моральное удовлетворение от своей деятельности с точки зрения её общественной полезности, они не будут делать бесполезную работу или выпускать ненужные изделия. Государству надо лишь умело использовать этот потенциал, особенно в условиях безработицы, которая хоть и сокращается в последний год, но по-прежнему остается очень серьезной социальной проблемой для России.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды. В России также существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Надо отметить, что у нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренции с иными предприятиями1.
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений — в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
Но за последние семь лет количество малых предприятий практически не изменилось. Признавая это, правительство наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого предпринимательства в России.
Определенное внимание уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства.
Для поддержки малого предпринимательства 12.05.95 года был принят Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Этим законом определяется правовое положение субъектов малого предпринимательства. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей Федерального закона определены меры такой поддержки, среди которых:
1 Руднев А. Предпринимательская деятельность гражданина // Бизнес-адвокат, № 13, 2001. – с. 20