Введение.
Глава 1. Теоретические основы создания и функционирования оффшорных зон
1.1. Функционирование оффшорных зон в современных условиях.
1.2. Международный финансовый рынок и оффшоры на нем.
1.3. Тенденции развития оффшоров.
1.4. Регулирование международного оффшорного бизнеса и его налогообложение
Глава 2. Сравнение налоговой гавани Сингапура и оффшорной зоны
Швейцарии
Заключение.
Список использованной литературы
Целью работы является сравнение налоговой гавани Сингапура и оффшорной зоны Швейцарии. Задачами работы являются:
- оценить функционирование оффшорных зон в современных условиях;
- ознакомиться с международным финансовым рынком и оффшорами на нем;
- рассмотреть тенденции развития оффшоров;
- сравнить налоговую гавань Сингапура и оффшорной зоны Швейцарии.
Объектом исследования являются оффшорные зоны.
Предмет исследования - налоговая гавань Сингапура и оффшорной зоны Швейцарии.
Общими чертами экономики этих стран является ограниченность природных ресурсов, неразвитые внутренние рынки, большая зависимость от экспорта и туризма, что определяет для них необходимость поиска новых ресурсов развития, в том числе, в виде создания оффшорных зон. Оффшорные сферы бизнеса ориентированы здесь на международные компании и банки и предлагают самый широкий спектр финансовых и юридических услуг. Либеральное валютное законодательство, частичное или полное освобождение от прямых налогов, политическая стабильность, гарантии безопасности для иностранных инвесторов - все это привлекает иностранные капиталы.
Сам термин «оффшор» в переводе с англ. языка «off shore» - обозначает «вне берега» либо «вне границ». История термина началась с появления публикации в одной газете на восточном побережье Соединенных Штатов Америки в 50-х годах двадцатого века. Речь в статье шла о финансовой компании, избежавшей контроля за своей деятельностью со стороны правительства, использовав географическую и правовую изобретательность. Иными словами, организация переместила свою деятельность, которую правительство Соединенных Штатов Америки очень желало регулировать и контролировать, на территорию с более благоприятным налоговым климатом. Исходя из выше приведенных фактов, «оффшор» скорее экономико-географическое понятие, нежели юридическое.
Глава 1. Теоретические основы создания и функционирования оффшорных зон
1.1. Функционирование оффшорных зон в современных условиях
Особые экономические зоны, являются интегрированным инструментом экономического развития. Они собой представляют ограниченную территорию с особым юридическим статусом, а также со льготными экономическими условиями для ведения бизнеса национальными и зарубежными предпринимателями.
Основной целью создания подобных зон является решение стратегических (общеэкономических, внешнеторговых, социальных, научно-технических и региональных) задач развития страны в целом, либо же какой-либо её отдельной территории.
Если обобщить задачи, которые призваны решить особые экономические зоны, то, в первую очередь, к ним следует отнести:
-привлечение современных, наиболее перспективных технологий, приобретение опыта международного предпринимательства;
-активизацию экономики страны или отдельной её территории, посредством привлечения значительных объемов иностранного капитала;
-подготовка высококвалифицированных кадров и рост занятости населения;
-развитие рыночной инфраструктуры, которая дает возможность использовать зоны в качестве посредника между внутренним и мировым рынком;
-развитие экспортного потенциала страны;
-организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных товаров повышенного спроса;
-освоение передового опыта организации и управления производством и т.п.
Основной особенностью оффшорной юрисдикции является то, что привлечение иностранного капитала благодаря низким налогам является в них целью государственной политики. Многими странами были выработаны свои, специализированные формы функционирования в них оффшорных фирм. К примеру, судоходный флот регистрируется в основном в Либерии, Панаме и Греции, имеющие тоннажи, несоизмеримые с реальным уровнем возможностей внутреннего рынка. Наиболее крупные международные банки функционируют в большинстве своем в Люксембурге, на Багамах, посреднические структуры в Лихтенштейне и Швейцарии, холдинги - в Нидерландах.
Оффшоры предоставляют возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, позволяют получать налоговые кредиты. Наиболее быстрые темпы развития у оффшорных юрисдикций с высокоразвитой рыночной инфраструктурой. В этом заключается весь «секрет» привлекательности знаменитых оффшоров, как Швейцария, Ирландия и Кипр[1]. Динамическое развитие оффшорных и особых экономических зон во многом связано с тенденциями развития мировой экономической системы, и в частности, мирового финансового рынка. Данная тенденция, в частности, проявляется в широком распространении операций эмиссионного и инвестиционного характера, в выпуске ценных бумаг именно в оффшорных финансовых центрах.
В качестве наиболее простой схемы оффшорных операций можно назвать принцип, согласно которому налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. Таким образом, расположение источника доходов за рубежом будет исключать его из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Подобные схемы наиболее свойственны внешнеторговому, посредническому, консалтинговому бизнесу, а также другим отраслям экономики.
1.2. Международный финансовый рынок и оффшоры на нем
В современном мире есть более 25 разновидностей особых экономических зон. Они весьма многообразны, а потому, условно их можно классифицировать на:
таможенные зоны;
беспошлинные зоны;
свободные экспортные зоны;
свободные экспортно-производственные зоны;
свободные производственные зоны;
зоны экономического благоприятствования;
зоны совместного предпринимательства;
зоны технико-экономического развития;
технопарки и другие.
Широкое распространение особых экономически зон в западных странах проистекает из их активного участия в международном разделении труда, в самых различных интеграционных объединениях, а также из самого постиндустриального характера их экономической системы.
Что касается Японии, то там продолжительный период времени внимание уделялось технопаркам и технополисам. Тем не менее с начала 90-х гг. XX японским правительством были приняты меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций и стимулирование экспорта. Именно, с этой целью в международных аэропортах и морских портах начали активно создаваться свободные внешнеторговые зоны.
Основными признаками особых экономических зон является тесная и повсеместная связь с мировой экономикой, мировым финансовым рынком, а также активное привлечение иностранного капитала.
[1] Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012