1. Кинематические расчеты
Выбор двигателя [1]
Общий КПД привода:
η = ηред · ηм
ηред – КПД редуктора.
ηред = ηзп2
ηзп = 0,96…0,98; принимаем ηзп = 0,97 – КПД закрытой цилиндрической зубчатой передачи;
ηред = 0,972 = 0,941
ηм = 0,98 – КПД муфты.
η = 0,941 · 0,98 = 0,922
Требуемая мощность двигателя:
Ртр = Р3/ η = 2/0,922 = 2,17 кВт.
Р3 – мощность на ведомом валу редуктора.
Частота вращения ведомого вала редуктора [3]:
n3 = 160 об/мин.
Выбираем электродвигатель с запасом мощности: АИР90L4
Pдв = 2,2 кВт; nдв = 1395 об/мин.
Передаточное число редуктора [4]:
U = UБ · UТ = nдв / n3 = 1395/160 = 8,7
UБ – передаточное число быстроходной ступени редуктора;
UТ – передаточное число тихоходной ступени редуктора;
Примем: UБ = 3,55; UТ = 2,5.
Частота вращения валов:
n1 = nдв = 1395 об/мин;
n2 = n1 / UБ = 1395 / 3,55 = 393 об/мин;
n3 = 160 об/мин.
Угловые скорости валов:
ω1 = πn1 / 30 = 3,14 · 1395 / 30 = 146,5 рад/с;
ω2 = πn2 / 30 = 3,14 · 393 / 30 = 41,3 рад/с;
ω3 = πn3 / 30 = 3,14 · 160 / 30 = 16,8 рад/с.
Вращающие моменты на валах:
Тдв = Рдв / ω 1 = 2,2 / 146,5 = 0,015 кН·м = 15 Н·м;
Т1 = Тдв · ηм = 0,015 · 0,98 = 0,0148 кН·м = 14,8 Н·м;
Т2= Т1 · UБ · ηзп = 0,0148 · 3,55 · 0,97 = 0,051 кН·м = 51 Н·м;
Т3= Т2 · UТ · ηзп = 0,051 · 2,5 · 0,97 = 0,123 кН·м = 123 Н·м;
2. Материалы зубчатых колес. Расчет допускаемых напряжений
По таблице 2.1 [2] выбираем материалы колеса и шестерни.
Материал колес – сталь 40Х; термообработка – улучшение: 235…262 НВ2;
248,5 НВСР2; σв = 780 МПа; σт = 540 МПа; τ = 335 МПа.
Материал шестерен – сталь 40Х; термообработка – улучшение: 269…302 НВ1;
285,5 НВСР1; σв = 890 МПа; σт = 650 МПа; τ = 380 МПа.
Допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба для шестерни и колеса принимаем по таблице 2.2 [2]:
[σ]H1 = 2HBCP1 + 70 = 285,5 · 2 + 70 = 641 МПа
[σ]H2 = 2HBCP2 + 70 = 248,5 · 2 + 70 = 567 МПа
[σ]F1 = 1,75HBCP1 = 285,5 · 1,75 = 500 МПа
[σ]F2 = 1,75HBCP2 = 248,5 · 1,75 = 435 МПа
Для дальнейших расчетов принимаем:
- для быстроходной ступени:
[σ]H = 0,45([σ]H1 + [σ]H2) = 544 МПа.
[σ]H = 567 МПа.
3. Расчет быстроходной ступени редуктора
U = 3,55
Межосевое расстояние:
αω = Кα(U + 1) = 430 · (3,55 + 1) = 68,2 мм.
Кα = 430 – для косозубых передач [3].
Ψba = 0,4.
Примем: КН = КНβ
Ψbd = 0,5Ψba (U + 1) = 0,5 · 0,4 · (3,55+1) = 0,91
По Ψbd = 0,91 и соотношений твердости материалов колеса и шестерни принимаем: КНβ = 1,24.
Принимаем αω = 80 мм (учитывая размеры подшипников).
Модуль зацепления:
m = (0,01-0,02) αω = 0,8 – 1,6 мм, принимаем m = 1 мм.
Ширина колеса:
b2 = ψва · αω = 0,4 · 80 = 32 мм
b1 = b2 + 5 = 32 + 5 = 37 мм – ширина шестерни.
Минимальный угол наклона зубьев:
βmin = arcsin = arcsin = 6,3°
При β = βmin сумма чисел зубьев:
zc = z1 + z2 = (2αω/m)cos βmin = (2 · 80/1)cos 6,3°= 159,0
Округляем до целого: zc = 159
Угол наклона зубьев:
β = arccos = arccos = 6,41°,
при нем zc = (2 · 80/1)cos 6,41° = 159
Число зубьев шестерни:
z1 = zc / (U + 1) = 159 / (3,55 + 1) ≈ 35