В работе охарактеризованы особенности речевого поведения оратора, стремящегося к власти, дан риторический анализ текста Сталин И.В. «Обращение к народу». 9 мая 1945 года. Приведены ответы на 10 тестовых вопроса. Учебное заведение - НГУЭУ, вариант 4.
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 1.
Представьте себе выступление лидера, стремящегося к власти. Охарактеризуйте особенности речевого поведения такого оратора, опираясь на теоретический материал, предложенный в теме 4 «Риторика и власть».
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 2.
Запишите выступление понравившегося Вам оратора (около одной страницы). Дайте риторический анализ данного текста.
1. Риторика – это:
1) наука публичного выступления;
2) наука и искусство публичного выступления;
3) искусство публичного выступления.
2. По мнению софистов, цель оратора:
1) доставить удовольствие слушателям;
2) убедить слушателей в чем угодно;
3) раскрытие истины.
3. Дополните недостающее свойство риторического идеала:
1) историческая изменчивость;
2) культуроспецифичность;
3) социальная обусловленность
4. Вставьте в определение недостающие слова:
Речевой этикет (фр.) – установленный и общепринятый порядок речевого поведения, правила вежливого обращения; речевые формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, знакомства, извинения и т.п. в различных условиях.
5. Какому стилю речи свойственны данные характеристики: наличие штампа, речевых клише, общепринятой формы изложения?
1) научному;
2) официально-деловому;
3) публицистическому.
6. Эвфемизм – это:
а) употребление слова в переносном значении;
б) смягчающее обозначение чего-нибудь;
в) противопоставление предметов.
7. Установите соответствие между названием и содержанием составляющих речевого аппарата:
1) органы дыхания – б) легкие, бронхи, трахея, диафрагма, брюшной пресс;
2) органы голосообразования – в) гортань, голосовые связки, полость носа и рта.
3) артикуляционная система – а) язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо;
8. Дополните перечень требований: аргументы должны быть:
1) истинными;
2) достаточными для доказательства;
3) непротиворечивыми
9. Спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов, называется:
1) дискуссией;
2) полемикой;
3) эклектикой;
4) софистикой.
10. «Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов. Значит, каждый уважающий себя человек должен придерживаться такого же мнения». В каком виде демонстрации содержится ошибка в предложенном примере?
1) индукция;
2) дедукция;
3) аналогия.