Цель практики: разработать и апробировать модель психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей для социализации дошкольников.
Предмет исследования: особенности психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей.
Гипотеза исследования – повысить эффективность психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей можно, если:
- улучшить показатели социальной адаптации дошкольников,
- активизировать институциональные и личностные ресурсы.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, диагностические методы;
- методы обработки полученных данных – качественные и количественные.
Выборку исследования составили 150 детей старшего дошкольного возраста, нормально развивающихся, и 40 педагогов дошкольных образовательных организаций.
Этапы исследования отражают логическую последовательность проведения исследования.
На первом этапе определены цели и задачи исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвинута гипотеза исследования; представлены результаты работы с научной литературой по исследуемой проблеме.
На втором этапе сделан выбор методов и методик; проведен констатирующий этап эксперимента; сделана обработка данных.
На третьем этапе опытно-экспериментальной работы проведен формирующий этап эксперимента; организована проверка выдвинутой гипотезы; сделана визуализация и интерпретация полученных данных; сформулированы выводы, оформлены результаты исследования.
- Диагностика социализации старших дошкольников
Этап диагностирования включал в себя тестирование детей старшего дошкольного возраста исследуемых дошкольных образовательных организациях. Целью диагностики явилось выявление общего уровня сформированности мотивационно-потребностной сферы и социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Социальная адаптация дошкольников, в т.ч. и готовность к обучению - это комплексное образование, компонентами которого являются такие составляющие:
- социальная готовность,
- мотивационная готовность,
- эмоционально-волевая готовность,
- интеллектуальная готовность.
Исходя из этого, социальные портреты детей старшего дошкольного возраста составлены и изучены на основании тестирования по соответствующим методикам, в частности:
- Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества для достижения результата деятельности (методика Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева):
а) овладение правилами и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
б) усвоение правил поведения, норм и ценностей, принятых в обществе.
- методики косвенной оценки межличностных отношений:
а) проективные техники: методика «Игровая комната» (методика О.М. Дьяченко);
б) моделирование проблемной ситуации;
- авторская методика по социализации дошкольников.
- диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений:
а) методика вербального выбора «День рождения» (методика М. Панфиловой),
б) модификация социометрического метода Дж. Морено для детей (методика Я.Л. Коломинского),
- методика выявления уровня развития произвольности (анализ результатов, предложенный Н.И. Гуткиной),
- диагностика развития мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного возраста (методика мотивационных предпочтений «Три желания» (методика А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых),
- методика выявления познавательной активности (по В.С. Юркевичу).
- Диагностика уровня социализации испытуемых дошкольников осуществлялась посредством методик, направленных на развитие различных компонентов уровня социализации: а) овладение правилами и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками; б) усвоение правил поведения, норм и ценностей, принятых в обществе.
А. Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества для достижения результата деятельности.
Диагностические мероприятия проводятся в виде игрового задания.
Проведение исследования: детям давали по одному силуэту варежки и просили раскрасить их карандашами, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Выполнять задания испытуемые должны самостоятельно, без рефлексии взрослых на происходящую ситуацию. Педагог в процессе наблюдения анализировал протекание взаимодействия детей.
Результаты эксперимента фиксировались следующим признакам:
Стремится ли к общему результату деятельности, решению поставленной задачи;
- Умеют ли дети договариваться, конструктивно приходить к общему решению;