Актуальность темы исследования. Важнейшим условием восстановления устойчивого темпа роста российской экономики выступает реализация инвестиционных программ в области модернизации основных производственных фондов, финансирования научно-исследовательских разработок, повышения производительности труда за счет внедрения современных технологий управления бизнесом и производством. Для этого необходим пересмотр подходов к раскрытию инвестиционного потенциала страны. Финансирование крупных инфраструктурных проектов, которые имеют системную значимость для российской экономики, хотя и предполагает участие государства, но может осуществляться и с привлечением частных инвесторов. Масштаб инвестиций, необходимый национальной экономике, требует привлечения иностранного капитала. Эффективным каналом привлечения этого капитала выступает институт IPO (Initial Public Offering), т.е. первичное публичное размещение акций.
Цель данной работы – исследовать состояние и перспективы развития рынка IPO в России и в мире.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и роль первичного публичного размещения акций (IPO).
- Исследовать преимущества и недостатки первичного публичного размещения акций (IPO).
- Проанализировать объем , тенденции и структура мирового рынка IPO.
- Исследовать тенденции и перспективы российских IPO.
Объект исследования - механизм первичного публичного размещения акций (IPO).
Предмет исследования - рынок IPO состояние и перспективы развития.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, статистический анализ, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ПЕРВИЧНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ (IPO)
1.1. Понятие и роль первичного публичного размещения акций (IPO)
Первичное публичное размещение акций (IPO) относится к процессу предложения акций частной корпорации общественности в рамках нового выпуска акций. Публичная эмиссия акций позволяет компании привлекать капитал от публичных инвесторов. Переход от частной компании к публичной может быть важным моментом для частных инвесторов, чтобы полностью реализовать прибыль от своих инвестиций, поскольку он обычно включает в себя премии за акции для текущих частных инвесторов. Между тем, он также позволяет публичным инвесторам участвовать в размещении акций.
До IPO компания считается частной. Как частная компания, бизнес вырос с относительно небольшим числом акционеров, включая ранних инвесторов, таких как основатели, семья и друзья, а также профессиональных инвесторов, таких как венчурные капиталисты или инвесторы-ангелы[1].
Когда компания достигает стадии своего роста, когда она считает себя достаточно зрелой для строгих правил наряду с выгодами и обязанностями перед публичными акционерами, она начинает рекламировать свою заинтересованность в том, чтобы стать публичной.
Как правило, эта стадия роста наступает, когда компания достигает частной оценки примерно в 1 миллиард долларов, также известной как статус единорога. Однако частные компании с различными оценками с сильными фундаментальными показателями и доказанным потенциалом прибыльности также могут претендовать на IPO, в зависимости от рыночной конкуренции и их способности соответствовать требованиям листинга[2].
IPO-это большой шаг для компании, поскольку оно предоставляет ей доступ к привлечению больших денег. Это дает компании большую возможность расти и расширяться. Повышенная прозрачность и доверие к листингу акций также могут быть фактором, помогающим ему получить лучшие условия при поиске заемных средств.
IPO акции компании оцениваются с помощью андеррайтинга due diligence. Когда компания становится публичной, ранее принадлежавшая частная собственность на акции превращается в публичную собственность, и существующие акции частных акционеров становятся стоимостью публичной торговой цены[3].
Андеррайтинг акций может также включать специальные положения для частной и публичной собственности на акции. Как правило, переход от частного к государственному является ключевым моментом для частных инвесторов, чтобы заработать деньги и получить прибыль, которую они ожидали. Частные акционеры могут удерживать свои акции на публичном рынке или продавать их часть или все для получения прибыли.
Между тем публичный рынок открывает огромные возможности для миллионов инвесторов покупать акции компании и вносить капитал в акционерный капитал компании. Общественность состоит из любого индивидуального или институционального инвестора, который заинтересован в инвестировании в компанию[4].
В целом, количество акций, которые компания продает, и цена, по которой акции продаются, являются факторами, генерирующими стоимость нового акционерного капитала компании. Акционерный капитал по-прежнему представляет собой акции, принадлежащие инвесторам, когда они являются как частными, так и публичными, но при IPO акционерный капитал значительно увеличивается за счет денежных средств от первичного выпуска.
Термин «первичное публичное размещение акций» (IPO) был модным словом на Уолл-стрит и среди инвесторов на протяжении десятилетий. Голландцам приписывают проведение первого современного IPO путем размещения акций Голландской Ост-Индской компании широкой публике. С тех пор IPO стали использоваться компаниями как способ привлечения капитала от публичных инвесторов путем выпуска публичных акций[5].
На протяжении многих лет IPO были известны восходящими и нисходящими тенденциями в выпуске. Отдельные секторы также испытывают восходящие и нисходящие тенденции выпуска из-за инноваций и различных других экономических факторов. Технологические IPO умножились в разгар бума доткомов, когда стартапы, не имеющие доходов, поспешили заявить о себе на фондовом рынке.
Финансовый кризис 2008 года привел к тому, что в этом году было проведено наименьшее количество IPO. После рецессии, последовавшей за финансовым кризисом 2008 года, IPO прекратились, и в течение нескольких лет после этого новые листинги были редкостью. В последнее время большая часть шумихи вокруг IPO перешла к так называемым единорогам-стартапам, которые достигли частных оценок более чем в 1 миллиард долларов. Инвесторы и средства массовой информации активно спекулируют на этих компаниях и их решении стать публичными через IPO или остаться частными[6].
IPO комплексно состоит из двух частей. Первая-это предмаркетинговая фаза размещения, а вторая-само первичное публичное размещение. Когда компания заинтересована в IPO, она будет рекламировать андеррайтеров, запрашивая частные предложения, или она также может сделать публичное заявление, чтобы вызвать интерес.
Андеррайтеры возглавляют процесс IPO и выбираются компанией. Компания может выбрать одного или нескольких андеррайтеров для совместного управления различными частями процесса IPO. Андеррайтеры участвуют во всех аспектах проведения IPO due diligence, подготовки документов, подачи заявок, маркетинга и выпуска ценных бумаг.
Шаги к IPO включают в себя следующее:
Андеррайтеры представляют предложения и оценки, обсуждая свои услуги, лучший тип ценной бумаги для выпуска, цену предложения, количество акций и предполагаемые сроки рыночного предложения.
Компания выбирает своих андеррайтеров и формально соглашается с условиями андеррайтинга через договор андеррайтинга.
Команды IPO формируются в составе андеррайтеров, юристов, сертифицированных бухгалтеров (CPA) и экспертов Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) [7].
Информация о компании составляется для необходимой документации по IPO.
Регистрационное заявление S-1 является основным документом для подачи заявки на IPO. Он состоит из двух частей: проспекта и частной информации о подаче документов. S-1 включает в себя предварительную информацию об ожидаемой дате подачи заявки. Он будет часто пересматриваться на протяжении всего процесса подготовки к IPO. Включенный проспект также постоянно пересматривается.
Маркетинговые материалы создаются для предварительного маркетинга нового выпуска акций.
а) Андеррайтеры и руководители продают выпуск акций для оценки спроса и установления окончательной цены размещения. Андеррайтеры могут вносить изменения в свой финансовый анализ на протяжении всего маркетингового процесса. Это может включать изменение цены IPO или даты выпуска по своему усмотрению.
б) Компании предпринимают необходимые шаги для удовлетворения конкретных требований к публичному размещению акций. Компании должны придерживаться как требований биржевого листинга, так и требований SEC для публичных компаний.
Сформируйте совет директоров.
Обеспечить процессы представления проверяемой финансовой и бухгалтерской информации ежеквартально.
Компания выпускает свои акции в день IPO.
а) Капитал от первичного выпуска акций акционерам поступает в виде денежных средств и отражается в балансе как собственный капитал акционеров. Впоследствии балансовая стоимость акций становится всесторонне зависимой от собственного капитала акционеров компании на одну акцию.
Могут быть введены некоторые положения после IPO.
А. Андеррайтеры могут иметь определенный срок для покупки дополнительного количества акций после даты первичного публичного размещения (IPO).
Б. Некоторые инвесторы могут быть подвержены периодам затишья.