Введение
- Истоки протожурналитики: концепции античных мыслителей
1.1. Понятие протожурналитики и ее временные границы
1.2. Протожурналистика Древней Греции
- Страновые различия в развитии протожурналистики
2.1. Развитие протожурналистики Древнего Рима
2.2. Особенности протожурналистики в Китайской империи
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Сами журналисты склонны отодвигать дату рождения своей профессии как можно дальше в прошлое, и журналисты, переквалифицировавшиеся в историков, часто приводят римские Acta Diurna, ежедневные отчёты о политической жизни, записанные на стенах Форума, как первый пример журналистики. Это саркастическое замечание является наглядным примером разногласия двух «интерпретационных сообществ» в журналистике, самих журналистов и её исследователей. Так, в одном из учебников, изданных при поддержке ЮНЕСКО, утверждается: «История современной журналистики уходит в прошлое по меньшей мере ко временам античного Рима. Город обладал всеми компонентами для создания современной медиасистемы: высоким уровнем грамотности и обширной потенциальной аудиторией, испытывавшей значительный интерес к текущим событиям и располагавшей досугом для чтения. Acta Diurna Populi Romani (Ежедневные свершения римского народа) представляли собой рукописный отчёт о новостях империи».
Наконец, нам никуда не деться от того факта, что к латинскому прилагательному «diurnal», т. е. «ежедневный», восходят своими корнями английские слова «journal» и «journalism».
Цель данной работы – исследовать понятие и генезис протожурналистики.
- Рассмотреть понятие протожурналитики и ее временные границы.
- Исследовать протожурналистику Древней Греции.
- Рассмотреть развитие протожурналистики Древнего Рима.
- Выявить особенности протожурналистики в Китайской империи.
Объект исследования - истоки протожурналитики. Предмет исследования - страновые различия в развитии протожурналистики.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Истоки протожурналитики: концепции античных мыслителей
1.1. Понятие протожурналитики и ее временные границы
Журналистика имеет сравнительно молодую историю - печатная пресса появилась в эпоху распада феодализма и зарождения в его недрах буржуазных отношений. Поэтому большинство исследователей считают, что с этой поры следует изучать историю теоретических воззрений на практику печати, которые сопровождают журналистскую деятельность до сих пор.
Другие ученые, особенно в области исследований теорий воздействия СМИ на аудиторию, поднимают временную планку зарождения теории масс-медиа еще выше - к концу XIX в., когда появилось несколько работ по психологии и социологии, которые уделяли внимание феномену средств массовой информации, и стали предвестниками более многочисленных и глубоких исследований в этой области.
И с первыми, и со вторыми не согласны сторонники более глубокого «дна» истории теории журналистики, которые считают, что ее истоки необходимо исследовать со времен античной культуры.
Рассматривая их концепцию, вернемся к понятию «журналистика». Этот традиционный термин охватывает, по мнению ряда историков и теоретиков журналистики, весь круг специфических типичных разновидностей прошлых и современных публицистических и массовых, устных (радио, устная газета), текстовых (газеты, журналы, листовки) и визуальных форм и средств массовой информации. Так, термин «теория журналистики» значительно шире по своим компонентам, чем, например, «теория телевидения» (прессы, радиовещания и т. п.).[1]
Естественно, понятие «публицистика» также не однозначно понятию «журналистика». Как известно, к публицистике принадлежат сочинения, выражающие мнения какой-либо социальной группы об общественно значимой проблеме. Это могут быть и фундаментальные труды, и газетные и журнальные материалы различных жанров (статьи, очерки, фельетоны, рецензии и др.), и листовки, и прокламации, и ораторские выступления и т. п. Из сплава политической злободневности и художественной образности рождается художественная публицистика. С появлением первых периодических изданий публицистика неотделима от газет и журналов, хотя многие публицистические сочинения появляются и отдельными книгами и брошюрами.
Значительное рукописное и печатное наследие человечество создало еще до появления рукописных и печатных газет и журналов (в том числе летописи, хроники, памфлеты). Традиции этой публицистики использовались в творчестве журналистов. Многие античные и средневековые публицистические сочинения и материалы рукописных листовок послужили формированию жанрово-тематического богатства печатных газет и журналов. И в хронологическом, и в жанрово-тематическом планах предшествующие публицистические традиции и достижения были настоящим основанием и базой периодической прессы. Именно поэтому историю теории журналистики предлагается рассматривать с опыта и воззрений «догазетной» публицистики.[2]
Однако, исследуя источники журналистики в составе понятия «средства массовой информации», известный американский исследователь У. Шрамм в своих поисках достигает эпохи родового строя, где рассматривает примитивные способы общения и взаимной информации. Итальянский профессор Д. Гаэта, не признавая никакой разницы между журналистикой и другими формами информации, также углубляется и ищет ее истоки в первых человеческих общностях.
Таким образом, обозначаются несколько полюсов концептуальных воззрений на хронологические границы истории теории журналистики. Крайности, как видим, здесь не приемлемы: приведенные выше примеры и рассуждения дают возможность понять ошибку тех, кто строит историю теории журналистики, игнорируя ее основание и фундамент, какими являются: публицистика; первые разработки софистов, учивших искусству убеждать, аргументировать свои мысли (V—IV вв. до н. э.); диалектика и концепция самопознания Сократа (469-399 гг. до н. э.), этика Платона (427-347 гг. до н. э.); искусство анализа и определение процессов, ведущих к завоеванию умов Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), наука определения мысли в речах Цицерона (106-43 гг. до н. э.); педагогический трактат «Об образовании оратора» Марка Фавия Квинтилиана (ок. 36 - ок. 96 гг. н. э.) и другие достижения античной мысли. До размывания истории теории журналистики может привести и вторая крайность: неосторожное ее ассоциирование с информацией вообще в первобытном обществе.