Введение
ГЛАВА 1. Сущность и роль малых и средних предприятий и их место в современной экономике
1.1 Понятие, роль и особенности функционирования малых и средних предприятий
1.2 Проблемы малого бизнеса в России
ГЛАВА 2. Анализ и оценка субъектов ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по отраслям
ГЛАВА 3. Комплекс мер поддержки ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности в России
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Сегодня в России активно развиваются малые и средние предприятия. Предприятия поддерживают свое финансовое положение за счет создания обширного набора инструментов, позволяющих им снизить влияние административного давления, бюрократии и многих других проблем. Однако, экономика Российской Федерации отстает от экономики Европы, например, США, Канады и т. д. Данное отставание обусловлено тем, что, в структуре валового внутреннего продукта страны на данный момент существует низкая доля участия малой и средней предпринимательской деятельности. Имеющие ряд преимуществ перед крупными предприятиями, а также государственными монополиями, зарубежные государства активно развивают хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса. Малые и средние предприятия хорошо осведомлены о спросе на свою продукцию там, где они работают, а также очень гибко реагируют на рыночные изменения в своей отрасли, поэтому работают более эффективно на местном рынке.
В структуре экономики Российской Федерации в связи с переходным периодом и трансформацией рыночной экономики, а именно в правовой и институциональной сферах существует низкая доля малого и среднего бизнеса. Исходя из этого, можно сделать вывод, поскольку именно благодаря этим структурам создается значительная доля рабочих мест, высокий уровень инновационной продукции в экономике, растет занятость — Россия находится только в начале пути формирования поддержки предпринимательства и эффективных инструментов.
Цель исследования: совершенствование сферы предпринимательства.
Объект исследования: предпринимательская деятельность в сфере услуг.
Предмет исследования: система предпринимательской деятельности в сфере услуг.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и характеристики предпринимательской деятельности;
- изучить государственные инструменты поддержки предпринимательской деятельности;
- сформировать и обобщить макроэкономические факторы, способствующие развитию предпринимательской деятельности;
- проанализировать экономическое положение предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
- определить перспективы предпринимательской деятельности в структуре рыночной экономики России.
При написании курсовой работы использовались методы: анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, теоретический анализ, синтез и конкретизация.
Базу исследования: законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации о возникновении банкротств, статистические данные Росстата о состоянии финансовой собственности хозяйствующих субъектов и др.
Во введении определяется степень научной разработки темы, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе исследуются общие характеристики малых предприятий в сфере услуг и предпринимательства в целом.
Вторая глава посвящена анализу и оценке малых и средних предприятий и их текущего состояния.
В третьей главе представлены предложения по финансовой поддержке малого бизнеса в сфере услуг.
В заключении подведены итоги исследования, сформированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Глава 1. Сущность и роль малых и средних предприятий и их место в современной экономике
1.1 Понятие, роль и особенности функционирования малых и средних предприятий
Предпринимательство — это деятельность граждан, целью которой является получение прибыли от своего продукта, а также развитие собственного бизнеса.
Малый бизнес составляет базу экономики многих стран. Без его участия нет развития и формирования структуры экономики, поэтому он является важным субъектом хозяйственной деятельности.
Этот вид предпринимательской деятельности выполняет множество социальных и экономических задач:
- успешно работает в небольших сегментах рынка;
- способствует развитию конкуренции;
- создает материальную базу для полной занятости, что приводит к значительному сокращению безработных граждан;
- развивает сельские поселения, а также малые городские поселения и т. д.
- участвует в формировании бюджетов всех уровней.
Целью малого бизнеса является результат, достигаемый в результате выполненных действий.
Сегодня малый бизнес в Российской Федерации находится состоянии зарождения. По официальным данным Росстата, показатель развития малого бизнеса в Российской Федерации около 20% по сравнению со странами Западной Европы, к примеру, в таких странах, как Китай и США, показатель составляет более 50%.
Таким образом, что малый бизнес в Российской Федерации развивается не совсем эффективно. Государство поддерживает малый бизнес, вводя различные льготы, устанавливая такие методы помощи, как:
- финансовая поддержка;
- применение специальных налоговых режимов.
В Российской Федерации ежегодно выделяются средства на развитие нового и существующего малого бизнеса. Благодаря этому развивается малый бизнес и экономики страны в целом.
Для сравнения с другими странами, нужно понять преимущества и недостатки государственной помощи в Российской Федерации.
В России с учетом зарубежного опыта существуют такие меры поддержки малого бизнеса, как:
- стимулирование конкуренции;
- внедрение новых технологий;
- поиск баланса между интересами государства и экономики;
- упрощение нормативно-правовой базы;
- продвижение предпринимательства среди жителей Евросоюза.
В Европе малые предприятия составляют 70-90% всех организаций и работает примерно 50% населения Европейского Союза.
Общее количество малых предприятий в России отличается от среднеевропейского, несмотря на положительную динамику роста. Более 50% российского малого предпринимательства остается в тени и связано это в большей степени с увеличением количества компаний-однодневок.
В наши дни малое предпринимательство является наиболее динамично развивающимся сегментом рыночной экономики в Российской Федерации. Малый бизнес сильно страдает от неблагоприятной рыночной конъюнктуры, отсутствия дешевого иностранного капитала, низкого уровня платежеспособного спроса, изменения правового, налогового и административного законодательства в условиях глобального экономического кризиса, финансовых трудностей в российской экономике. Низкий уровень непредсказуемости российской экономики, инвестиционной привлекательности и развития рыночных институтов препятствуют развитию и созданию малых и средних предприятий в России.
Рост экономического риска не связан с увеличением доходности рискованных активов в российской экономике, это уникальная ситуация. Российская экономика переживает как снижение доходности от использования активов, так и как рост риска.
Формирование большого количества разноплановых рисков делает предпринимательство неприемлемым рискованным видом деятельности, в связи с чем становится более выгодным и надежным вкладывать деньги в различные финансовые инструменты, в том числе во вклады компании, коммерческого банка. Самый главный риск, который существует сегодня в российской экономике, связан с отсутствием гарантий частной собственности, а также с низким уровнем развития правовой среды.
Предпринимательская деятельность, по мнению Г. И. Брялиной, — это самостоятельная деятельность, основанная на инициативе и принятии существующего глобального риска. В этом случае доход от бизнеса — это плата за риск или заработная плата самого предпринимателя.
Профессор Г. И. Брялина раскрывает понятие институциональной основы административного, налогового и правового обеспечения малого и среднего предпринимательства в России. В качестве инструмента поддержки автор упоминает создание условий для ведения бизнеса. Государство не может активно участвовать в рыночной жизни страны, но должно действовать как арбитр и судья, улучшать инфраструктуру, привлекать инвестиции, принимать антициклические меры и многое другое [5], [9].
Сегодня государство активно участвует в развитии и обучении малых и средних предприятий в России, разрабатывает целевые программы в различных отраслях, а также для отдельных категорий малых и средних предприятий. Например, государство активно развивает сельское хозяйство, в связи с этим активно распределяет субсидии и улучшает стимулы для увеличения сельхозпроизводителей.