Введение
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования малого бизнеса в России
1.1. Малый бизнес: критерий отнесения, правовые основы, роль в развитии экономики
1.2. Характеристика инструментов финансирования в сфере малого бизнеса в России
Выводы по первой главе
Глава 2. Сравнительный анализ инструментов финансирования малого бизнеса (с учетом особенностей предприятия МП)
2.1. Оценка эффективности мер государственной поддержки
2.2. Деятельность финансовых организаций в рамках поддержки малого бизнеса в России
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Мировая практика развития системы экономики характеризуется как появление новых форм и структур интеграции, взаимодействия предприятий, формированием корпоративных объединений, отдавая основную роль техническому переоснащению, качественному и количественному росту производства. При этом любые инновационные процессы во всех сегментах экономики нуждаются в постоянной инвестиционной поддержке со стороны стран с эффективными экономическими связями.
Глобализации устраняет барьеры между национальными и международными экономическими сегментами, что оказывает большое влияние на формирование конкурентной среды в мировой экономике. В настоящее время получает широкое распространение конкуренция между отдельными районами при условии их устойчивого развития. Несомненно, одним из основных условий развития регионов является получение ими инвестиционных средств. Именно поэтому правительство России обращает особое внимание на формирование благоприятной инвестиционной среды в регионах Российской Федерации, а также формированию системы государственной поддержки малому и среднего предпринимательству, поскольку доля последних в общей доле предприятий составляет в настоящее время более 60%.
В нашей стране Агентством стратегических инициатив принята единая методика оценки инвестиционной привлекательности по регионам, включающая в себя следующие группы показателей: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Указанные группы показывают эффективность оказания государственных услуг предпринимателям, качество имеющихся инструментов для защиты и повышения эффективности инвестиционной среды, степень развития инфраструктуры в регионе и степень развития малого и среднего предпринимательства, а также эффективность государственной.
В научной литературе можно найти множество теоретических, методологических и аналитических работ, которые посвящены вопросам инвестирования в экономические объекты и их роли в развитии. При этом, существует, на мой взгляд, недостаток эмпирических исследований, освещающие проблемы оценки эффективности мер государственного участия а оценке инвестиционной привлекательности региона и его благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства. Помимо прочего, использование отдельных индикаторов, с помощью которых проводится оценка эффективности мер господдержки, основывающихся на валовых показателях и коэффициентов, может не отражать действующую ситуацию для конкретной отрасли или предприятия.
Следовательно, целью данной курсовой работы можно обозначить проведение качественного сравнительного анализа имеющихся источников финансирования российских малых предприятий.
Для достижения поставленной цели предлагается осуществить решения ряда задач:
- проанализировать значимость развития малого бизнеса в России;
- определить виды и способы реализации государственных мер поддержки МП;
- определить методологию оценки результатов реализации данных мер;
- рассмотреть способы и виды реализации мер финансирования малого бизнеса со стороны финансовых организаций.
Объектом исследования является малый бизнес регионов России.
Предмет исследования в данной курсовой работе - инструменты прямого и косвенного финансирования малого предпринимательства в Российской Федерации.
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования малого бизнеса в России
1.1. Малый бизнес: критерий отнесения, правовые основы, роль в развитии экономики
В настоящее время становится известен факт невозможности устойчивого развития социально-экономического состояния регионов без формирования взаимовыгодного сотрудничества между государственными органами и представителями бизнеса. Большинство стран на сегодняшний день разрабатывает мероприятия по поддержки малого бизнеса, направляя свои силы на социально-экономическое развитие регионов. Уровень результативности данных мер зависит в основном от эффективной оценки необходимости групп стейкхолдеров, принимающих непосредственное участие в процессе реализации господдержки. Влияние также оказывает соответствие форм и способов поддержки для достижения необходимых результатов. В данной работе рассматривается поддержка малого предпринимательства как одно из приоритетных направлений деятельности государства для достижения устойчивого развития социально-экономической ситуации в стране.
При изучении данного вопроса целесообразно обратиться к законодательству нашей страны, рассмотреть действующие нормативно-правовые акты, освещающие вопрос господдержки малого предпринимательства, изучить теоретические основы данного вопроса, выявить проблемы.
Следует рассмотреть определение теоретического понятия «малый бизнес». Несомненно, сейчас существуют значительные расхождения и несостыковки в существующих подходах для обозначения данной категории предпринимательства, как с юридической стороны, так и с экономической. Это связано с расхождением в понимании целей и задач, на которых определенно внимание ученых экономистов и юристов, исследующих данное направление. Также существуют неоднозначные подходы к обозначению данного направления исследования, из-за чего возникает проблема в понимании таких имеющихся понятий, как «малое предпринимательство» и, соответственно, «малый бизнес».
Известный научный деятель А. Хоскинга считает, что бизнес это та деятельность, которая осуществляется в основном частными лицами, объединениями, организациями для извлечения природных благ предприятиями по производству, по приобретению или реализации товаров или оказании услуг при обмене на альтернативные блага, а именно товары, услуг, денежные средства, заинтересованных лиц или иных компаний.[1]
И. Шумпетер имеет свою точку зрения, считая, что предпринимательство представляет собой более высокую форму бизнеса, связанную напрямую с постоянным преодолением сложившихся границ и устоев, при этом она направлена на создание принципиально новых товаров или услуг, несущих особую ценность потребителю этих товаров или услуг при условии удовлетворения его потребностей.
Таким образом, термин «бизнес» включает в себя более широкое определение, нежели предпринимательство, поскольку его основная функция заключается в регулярном производстве нужного потребителям объема товаров или услуг для удовлетворения их потребностей. При этом считаю, что, поскольку различия в определении данных понятий не критичны, их можно считать своего рода синонимами.
В рамках данного исследования, за основу взято определение понятия «малого бизнеса» по Федеральному закону[2] от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). В данном законе указано, что «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям».
Условия представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Критерии отнесения предприятий к категории «малый и средний бизнес»
Категория организации
|
Доля общего участия государства в Уставном капитале
|
Средняя численность сотрудников за год
|
Выручка от продажи товаров или услуг
|
Предприятия малого бизнеса
|
1. Доля участия государства в уставном капитале организации <25%.
2. Доля иностранных лиц <49%.
|
< 100 работников
|
< 800 миллионов рублей
|
Предприятия среднего бизнеса
|
< 200 работников
|
< 2 000 миллионов рублей
|
В отечественном законодательстве все возникающие отношения между субъектами при развитии малого предпринимательства, основные понятия малого предпринимательства, определения их субъектов, описание инфраструктуры господдержки, обозначения основных требований со стороны государственных органов для этих субъектов, обозначены в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 No209-ФЗ.