Введение
1.Понятие Уполномоченного по правам человека в РФ и субъекте РФ
- Компетенция Уполномоченного по правам человека
3.Процедура назначения, полномочия, срок назначенияи досрочное освобождение от должности
4.Полномочия при проведении проверки
- Порядок обращения
6.Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области
Заключение
Список литературы
Права человека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являются неотъемлемой составной частью их отношений с государством. На протяжении многих веков проходил процесс постепенного признания индивидуальной свободы и ограничения власти государства.
Конституционно-правовой институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. Он не имеет аналогов в тысячелетней истории нашей страны. Само учреждение этого института как государственного правозащитного органа знаменует важный этап развития Российского государства, на котором задача зашиты прав человека осознается и формулируется как задача государства.
Актуальность работы обусловлена тем что положение с правами и свободами человека в Российской Федерации в настоящий момент вызывает глубокую озабоченность. Права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью в стране продолжается нарушение экономических, социальных, культурных, гражданских, политических и экологических прав. Безнаказанность такого рода нарушений не способствует формированию правовой культуры общества, подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение института Уполномоченного по правам человека как государственного правозащитного органа, особенностей его становления и развития на федеральном и региональном уровнях (в Кемеровской области).
Задачи работы:
- Рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
2.Рассматрение правового статус и компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах РФ.
1.Понятие Уполномоченного по правам человека в РФ и субъекте РФ
Правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ).
Однако в действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятия Уполномоченного по правам человека.
Конституционный Суд РФ определяет Уполномоченного по правам человека в РФ как конституционный орган, учрежденный в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом он не управомочен на вынесение государственно-властных решений, его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3 Закона N 1-ФКЗ). По результатам рассмотрения поступающих на его имя жалоб Уполномоченный составляет заключения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан, обращается с заявлениями, ходатайствами, жалобами к соответствующим органам и должностным лицам для принятия этих мер. Он вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению, однако такой отказ должен быть мотивирован (Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 437-О).
Несколько похожее определение Уполномоченному по правам человека дает и Верховный Суд РФ.
В частности, Верховный Суд РФ, руководствуясь Законом N 1-ФКЗ, заключает, что Уполномоченный по правам человека в РФ и его рабочий аппарат являются государственным органом, учрежденным в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)).
Позиции высших судов РФ корреспондируют с правовой линией Европейского суда по правам человека, который отмечает, что институт Уполномоченного по правам человека является альтернативным вариантом восстановления справедливости нарушенного права со стороны государственного или судебного органа гражданина. Целью института Уполномоченного по правам человека является независимое официальное расследование, которое проводится от имени жалующегося лица. Данный институт обычно занимается административными нарушениями государственных органов. Их расследования могут характеризоваться меньшим участием жалующегося лица в процессе и меньшей прозрачностью, чем в случае судебного разбирательства. Как правило, такое расследование завершается не вынесением постановления и применением формальных средств правовой защиты, а докладом (рекомендацией или заключением) по исправлению рассмотренных вопросов (п. 245 Постановления ЕСПЧ от 12.01.2016 по делу "Сабо и Виши против Венгрии").
Отдельно хотелось бы обратить внимание на термин "справедливость", под которым Европейский суд понимает соблюдение верховенства права, а именно права на обращение в суд и на справедливое судебное разбирательство. Неуместно говорить о справедливом судебном разбирательстве, если оно осуществляется в нарушение закона (Постановление ЕСПЧ от 10.03.2009 по делу "Быков против Российской Федерации").
Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации обладает следующими особенностями.