Введение
1 Всеобщие методы научного познания
2 Общенаучные методы изучения государства и права
3 Частнонаучные методы изучения государства и права
4 Специально-юридические методы изучения государства и права
Заключение
Список литературы
Реферат|Теория государства и права (ТГиП)
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2021 | Страниц: 24
Введение
1 Всеобщие методы научного познания
2 Общенаучные методы изучения государства и права
3 Частнонаучные методы изучения государства и права
4 Специально-юридические методы изучения государства и права
Заключение
Список литературы
Теория государства и права - это общая, теоретическая юридическая наука. Она занимается изучением проблем, общих для всех правовых дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, носят более конкретный, прикладной характер. Поскольку теория государства и права выявляет глубокие связи и отношения и на этой основе формулирует основные, фундаментальные выводы, можно сказать, что теория государства и права является фундаментальной наукой.
Как и любая другая наука, теория государства и права изучает ее предмет с помощью методов, сформировавшихся в ходе исторического познания. Теория и метод возникают одновременно, они взаимосвязаны. Научная методология права и государства может быть представлена как применение комплекса определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственных и правовых явлений, вызванных философским мировоззрением.
Изучение методологии теории государства и права является как теоретическим, так и практическим. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории государства и права состоит в том, что метод основан на теории, но без теории метод останется необоснованным, наука пуста. Только теория, вооруженная адекватным методом познания, может выполнить свою задачу и создать истинную научную картину субъекта познания. Практическая актуальность темы методологии теории государства и права заключается в реальном применении методов к существующим государственным и правовым институтам, нормам права, законам. Таким образом, правильный выбор и применение методов обеспечивает научную правильность теории и практическую эффективность. Применение методов познания, теории права и государства приближается к реализации ее конечной цели служить государству и юридической практике, содействовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.
Актуальность изучения теории государства и права заключается в том, что она дает возможность лучше понять государство и правовую реальность. Увидеть многогранное государство и право, раскрыть их особенности, понять связь между этими явлениями общественной жизни. Изучение государства и права позволяет выявить формы их существования. Форма воплощает в себе сущность явления, его назначение и функции. Именно форма служит способом существования и выражения явления. Актуальность заключается в реальном применении методов к существующим государственным и правовым институтам, нормам права и законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивает научную правильность теории и практическую эффективность его применения.
Цель данной работы - систематизировать, накопить и закрепить знания о предмете и методе теории государства и права.
Установленная цель диктует следующие задачи:
Определено содержание научной теории государства и права и определены ее субъекты;
Отличия предмета теории государства и права от предметов других наук, как правовых, так и социальных, а также выявили места теории среди этих наук и их взаимодействие;
Рассматриваются общие методологии теории государства и права;
Рассматриваются различные методы изучения государства и права;
Были сделаны выводы о проделанной работе;
Структура данной работы построена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.
1. Всеобщие методы научного познания.
Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления[1].
Государственно-правовые явления изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций: а) метафизики (материалистическая и идеалистическая); б) диалектики. Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые – с сознанием человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право результатом согласия воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи акцентируют свое внимание на матриально-диалектических причинах (объективный материализм); четвертые связывают форму государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями постоянными (они существовали, существуют и будут существовать вечно) и неизменными, глубоко не связанными друг с другом и иными общественными явлениями (метафизические учения о государстве и праве). Религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права (агностицизм), утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории.
Методологической основой теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия изучает наиболее общие законы развития объективного мира, человеческого общества и мышления, позволяет проникнуть за внешнюю видимость явлений общественной жизни, увидеть их связи и взаимосвязи, познать их сущность, законы которые управляют ими. Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру. Гегель считал, что всякая наука есть прикладная логика[2].
Принципы философии реализуются посредством различных общих, специальных, частных методов. Философский (всеобщий) метод оставляет при этом большую свободу для выбора и использования конкретных, в том числе общенаучных, методов с учетом специфики предмета исследования, поставленных задач, уровня самой науки. Но не всегда можно понять, о какой философии, о каком мировоззрении идет речь. Если о любом, о мировоззрении вообще, то говорить о всеобщем, едином, действительно научном философском методе познания не приходится.
В последнее время отдается должное диалектико-материалестическому методу. Признается, в частности, что понятийный и категориальный аппарат, выбранный философией, выступает адекватным отражением всех открытых и познанных свойств материи (именно материи!), всех существующих в действительности явлений, включая такие сложные и многогранные, как государство и право. Только полагаясь и опираясь на этот аппарат, на философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней.
Достаточно определенным является мнение о том, что если бы не было догматизации и вульгаризации диалектико-материалистического метода, в его использовании не было бы ничего предосудительного. Ведь в рамках этого метода государство и право рассматриваются как развивающиеся, динамические социальные институты.
20 источников литературы
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!