Введение
Глава 1. Теоретическое основы формирования мировых и национальных цен на основные товары российского экспорта
1.1 Сущностная характеристика мировых и национальных цен на основные товары российского экспорта
1.2 Механизм формирования мировых и национальных цен
Глава 2. Оценка динамики национальных и мировых цен на медикаменты на примере компании АО «Ридтек»
2.1 Анализ динамики национальных и мировых цен на медикаменты
2.2 Анализ процесса ценообразования национальных и мировых цен на медикаменты на примере компании АО Ридтек
Глава 3. Ключевые проблемы и тренды национальных и мировых цен на медикаменты
3.1 Проблемы взаимодействия национальных и мировых цен на медикаменты и пути их решения
3.2 Тенденции динамики мировых и национальных цен на медикаменты в современных условиях
Заключение
Список литературы
Приложение
Одной из наиболее важных и социально острых проблем развития современного российского фармацевтического рынка является проблема ценообразования на лекарственные препараты. Это связано с тем, что в фармацевтической отрасли цены помимо чисто экономического содержания играют важную социальную роль, поскольку определяют доступность и уровень удовлетворения потребности населения и учреждений здравоохранения в лекарственных препаратах, которые относятся к социально значимым товарам.
Во всем мире фармацевтическая отрасль является одной из наиболее стратегически важных и приоритетных сфер государственного регулирования. Эта отрасль играет огромную роль в решении социально-экономических задач, выступая в качестве посредника, реализующего ряд социальных функций, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения. Одной из важнейших задач государственного регулирования фармацевтической отрасли является разработка механизмов формирования цен на основные социально значимые медицинские препараты с целью обеспечения населения качественными и доступными лекарственными средствами. Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых инструментов воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию социально-экономической системы и поддержанию национальной безопасности. В странах Западной и Восточной Европы накоплен колоссальный опыт государственного регулирования цен на основные важнейшие лекарственные средства.
В настоящее время практически в каждой развитой стране существует национальная система ценообразования на лекарственные препараты либо действует порядок ценообразования для целого региона с учетом локальных особенностей. С одной стороны, порядок определения цены на медикаменты - это задача государства, выполняющего функцию гаранта социальной поддержки населения, с другой стороны, также необходимо учитывать интересы производителей, прибыль которых положительно влияет на объемы производства новых лекарств. В России достижение баланса интересов между государством и бизнесов в фармацевтической отрасли осложнено различными целями, преследуемых сторонами.
Целью данной курсовой работы является – проведение анализа динамики мировых и национальных цен на основные товары российского экспорта (на примере АО "РИДТЕК).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать сущностную характеристику мировых и национальных цен на основные товары российского экспорта;
- раскрыть механизм формирования мировых и национальных цен;
- провести анализ динамики национальных и мировых цен на медикаменты;
- наметить тенденции динамики мировых и национальных цен на медикаменты в современных условиях.
Объект курсовой работы – анализ мировых и национальных цен на медицинские товары в АО «РИДТЕК».
Предмет работы - мировые и национальные цен на основные товары российского экспорта.
Методами исследования стали изучение литературных источников, наблюдение, анализ результатов, анализ документов .
Теоретической основой курсовой работы явились нормативные документы, регулирующие порядок ценообразования. В настоящее время сложилось несколько систем ценообразования, каждую из которых поддерживают определенные группы стран.
Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность данной темы, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретическое основы формирования мировых и национальных цен на основные товары российского экспорта
1.1 Сущностная характеристика мировых и национальных цен на основные товары российского экспорта
Цены на основные товары российского экспорта устанавливаются на базе мировых цен, что отличает методику ценообразования во внешнеэкономической деятельности от той, которую используют при определении цен внутреннего рынка. Контрактные цены на товары, поставляемые для экспорта, устанавливаются на базе цен мирового рынка с учетом складывающейся конъюнктуры отдельных рынков, потребительных свойств, условий поставки и оплаты товаров.
Цены, по которым реализуются или приобретаются товары на внешнем рынке называются внешнеторговыми ценами. Под термином «мировые цены» принято понимать цены на так называемые базовые товары (англ. - commodities), динамика которых на регулярной основе отслеживается международными экономическими организациями [16].
К таким товарам относятся продовольственные товары, сельскохозяйственное и минеральное сырье. Под мировой ценой обычно понимается цена, по которой совершаются крупные коммерческие сделки, представляющие собой не связанные друг с другом раздельные экспортные и импортные операции. Такая цена не может быть ценой случайной разовой сделки, а являет собой результат совершения регулярных коммерческих операций на важнейших мировых рынках. В свою очередь эти рынки должны быть открытыми, не защищаемыми высокими таможенными пошлинами или другими торговыми барьерами. К важным критериям мировой цены относят также то, что платежи по экспортным или импортным операциям с товарами производятся в свободнообратимой (конвертируемой) валюте.
Признаки мировых цен [9]:
– мировые цены обладают регулярностью в отличие от цен сделок, носящих эпизодический характер;
– в отличие от операций встречной торговли и поставок в рамках государственной помощи мировые цены отличаются коммерческим характером;
– мировые цены устанавливаются при открытом торгово-политическом режиме;
– сделки осуществляются в свободно конвертируемой валюте;
– для мировых цен характерна множественность их определения на одни и те же товары.
Мировые цены обладают различными функциями:
- индикативная – дает возможность оценить экономическую ситуацию в конкретный момент времени;
- коммуникативная – осуществляет связь между основными участниками рынка;
- дистрибьютивная – позволяет распределить доходы субъектов рынка;
- стимулирующая – способствует изменению экспортно-импортной политики стран или предприятий;
- санирующая – приводит к уходу с рынка тех компаний, продукция которых не удовлетворяет требованиям, и процветанию фирм, сумевших приспособиться к рыночной конъюнктуре [18].
Мировые цены имеют ряд особенностей. В международной торговле в последнее время заметнее становится ограничение действия закона стоимости, цены не выступают регулятором производства. Такие факторы, как управленческие решения, связанные с реализацией функции маркетинга и планирования, в конечном счете, определяют уровень цен на продукцию. В виду того, что основными участниками мирового рынка товаров являются ТНК, целью развития которых становится обеспечение устойчивых рыночных условий, мировые цены формируются на базе согласованной производственной и рыночной политики ведущих компаний отрасли, а не как следствие стихийной ценовой конкуренции.
Понижательная конъюнктура на мировых товарных рынках в течение последних лет вызывает заметную озабоченность участников международной торговли и глобальных институтов, выступающих регуляторами системы мирохозяйственных связей. В связи с этим в рамках международной экономической повестки обсуждаются вопросы, связанные с возможностями снижения волатильности мировых цен.
Эти цены, как известно, складываются под влиянием целой группы экономических факторов. Среди них - соотношение спроса и предложения на конкретный товар, затраты живого и овеществленного труда на производство товара, норма прибыли в стране-производителе, расходы по транспортировке и страхованию товара, условия платежа за товар (наличными или в кредит), а также курсы валют, в которых совершается сделка. Динамика и векторы мировых цен зависят также от так называемых внециклических факторов, вызывающих сокращение предложения отдельных товаров и увеличение спроса на другие. В их числе природно-климатические и технологические явления - неурожаи, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д. Наконец, на цены воздействуют и изменения военно-политической обстановки в тех или иных регионах планеты, играющих заметную роль в производстве определенных товаров: вооруженные конфликты, государственные перевороты, полные или частичные ограничения на торговлю и финансовые операции с отдельными странами.
В основе традиционного подхода к анализу факторов, определяющих векторы изменения мировых цен, лежит тезис о том, что они, как правило, связаны с фазами экономического цикла: в период подъема цены повышаются (спрос превышает предложение), в период депрессии или спада - падают (предложение превышает спрос). Между тем в ходе кризисов цены на сырьевые товары стремительно вырастают, а затем столь же стремительно снижаются в течение нескольких месяцев. Очевидно, что спрос и предложение за этот короткий промежуток времени не может измениться кардинально. Из этого следует, что тезис о тесной связи динамики мировых цен с циклическими фазами в экономике отнюдь не универсален и нуждается в уточнении с учетом заметно усилившейся в текущем столетии тенденции к финансиализации мировой экономики.
Результатом финансиализации явилось «резкое усложнение причинно-следственных связей, формирующих мировые цены на сырье. Кроме обычных фундаментальных факторов (запасы, спрос, производство, технологии, геополитические риски, цикличность) одновременно действуют финансовые факторы (инфляция, валютные курсы, спрос и предложение на финансовых рынках, их корреляция, микроструктура и т. п.)» [10].
Динамика и векторы мировых цен зависят не только от соотношения спроса и предложения на реальный товар, но и от так называемых внециклических факторов, вызывающих сокращение предложения и увеличение спроса на отдельные товары.