Введение
Глава 1. Экономика в условиях изменяющихся цен – основные понятия и оценка
1.1 Понятие «инфляция» и ее признаки, критерии инфляции, индексы цен
1.2 Классификация методов учета и анализа влияния инфляции
Глава 2. Принятие решений в сфере финансового менеджмента
2.1 Понятие решений и классификация финансовых решений
2.2 Детерминированные и вероятностные решения
Глава 3. Финансовые решения в условиях инфляции
3.1 Усложнение планирования, потребность в дополнительных источниках финансирования
3.2 Увеличение процентов по ссудам и займам и снижение роли облигаций
3.3 Управление дебиторской задолженностью в условиях инфляции
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. Множество экономических процессов, происходящих в стране оказывают огромное влияние на принятие решений. Одним из этих процессов является инфляция. Инфляция значительно усложняет работу финансового менеджера. Поэтому управленческим решениям финансового характера в инфляционной среде характерна определенная специфика.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса об инфляции и ее влиянии на принятие решений финансового характер.
Цель обуславливает следующие задачи:
- Анализировать понятие инфляции и ее основные признаки;
- Анализировать критерии инфляции, индексы цен;
- Анализировать классификации методов учета и анализа влияния инфляции;
- Дать понятие «решения»;
- Исследовать классификацию финансовых решений
- Исследовать детерминированные и вероятностные решения;
- Исследовать усложнение планирования, потребность в дополнительных источниках финансирования;
- Исследовать увеличение процентов по ссудам и займам и снижение роли облигации.
Объектом исследования является процесс инфляции.
Предмет исследования – влияние инфляции на принятие решений финансового характера.
Степень научной разработанности темы. С учетом широкого и противоречивого спектра теоретических взглядов на эту проблему исследованию проблемы инфляции и ее отдельных аспектов посвящена богатейшая отечественная и мировая литература. Исходную методологическую базу для анализа инфляционных процессов заложили прежде всего такие столпы мировой экономической мысли, как Л.Смит, Д. Рикардо, К Маркс, Г.Кассель, Дж.Локк. А.Маршалл. Дж. Милль. И Фишер, Д.Ю.
Теоретическая и методологическая основа курсовой работы. Теоретическая основа исследования включает труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам инфляции. При проведении исследования применены: субъектно-объектный, структурно-функциональный, статистический методы анализа.
Законодательную и нормативную правовую базу курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные официальной статистической отчетности Федеральной налоговой службы, Государственной службы статистики Российской Федерации, публикации в периодических изданиях, посвященные проблемам инфляции, материалами российских и зарубежных изданий и научно-практических конференций по исследуемой проблеме, материалами сети Интернет.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе дано понятие инфляции, рассмотрены ее основные признаки, критерии, индексы цен, а также рассмотрена классификация методов учета и анализа влияния инфляции.
Во второй главе дано понятие решений, и рассмотрена их классификация.
В третьей главе рассмотрен вопрос о влиянии инфляции на финансовые решения.
Глава 1. Экономика в условиях изменяющихся цен – основные понятия и оценка
1.1 Понятие «инфляция» и ее признаки, критерии инфляции, индексы цен
К числу важнейших экономических категорий, имеющих не только теоретическое, но и чисто утилитарное значение, относятся категории «инфляция» и «дефляция». Инфляция определяется как процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что практически эквивалентно, снижением покупательной способности денег. Понятием, обратным инфляции, является дефляция, т. е. процесс падения цен. Инфляция в той или иной степени проявляется постоянно, и ни одной стране не удается избежать ее влияния[1].
Инфляция может проявляться двояко: во-первых, в переполнении сферы обращения бумажными деньгами вследствие их чрезмерного выпуска; во-вторых, в сокращении товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Основные причины инфляционных процессов — нарушение пропорциональности в сфере производства и обращения, ошибки в политике ценообразования, нерациональная система распределения национального дохода и др. Во время инфляции цены на потребительские товары растут быстрее, чем увеличиваются номинальная заработная плата и доходы членов общества, что ведет к падению реальных доходов населения, усилению его обнищания, анархии производства, дезорганизации как внутренней, так и внешней торговли[2]
Основополагающим, сущностным признаком инфляции является рост цен в среднем: не увеличение цены какого-то отдельного товара или даже группы товаров, а увеличение усредненной цены всей номенклатуры товаров, выбранных в качестве базы выявления уровня инфляции. Важно также отметить, что не существует какой-то формальной нижней границы изменения цен, которая могла бы использоваться как критерий инфляции; например, если цены увеличились в среднем менее чем на 3%, инфляции нет, а если более чем на 3%, имеет место инфляция. Такого формализованного критерия не существует. Вместе с тем понятно, что в зависимости от того, какая номенклатура продукции или товаров взята в качестве базовой при характеристике инфляции, количественное выражение ее уровня будет различным.
В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направление изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом. Так, в России за последние годы цены на продовольственные товары увеличивались более высокими темпами по сравнению с ценами на радиоаппаратуру, вычислительную технику и другую продукцию электронной промышленности[3].
В относительно стабильной экономике одновременно со снижением цен на одни виды товаров цены на другие могут увеличиваться. Рост цен на какой-то отдельный товар или группу товаров — не обязательно проявление инфляции. Итак, об инфляции можно говорить лишь тогда, когда происходит устойчивое и массовое повышение цен на товары, т. е. снижается покупательная способность денежной единицы.